РЕКТОР КАЗАНСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО РАССКАЗАЛ О БУДУЩЕМ РОССИЙСКОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
У одного из трёх российских специализированных вузов в области энергетики – Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ) – непростая история. В 1930-м, в том же году, что и Московский энергетический институт (МЭИ) в Казани появился вуз аналогичного профиля. Однако он был закрыт всего через три года. В 1968-м в столице Татарии начал работу филиал МЭИ.
С сентября 1999-го вуз существует в самостоятельном статусе. Сегодня КГЭУ выпускает специалистов, в полной мере соответствующих по уровню квалификации возросшим требованиям энергетической отрасли, стоящей на пороге решительной модернизации. За последние годы вырос средний балл единого госэкзамена (ЕГЭ) у поступающих, активизировалась научная работа. Ректор Эдвард Абдуллазянов в своём интервью «Форпосту» рассказал о том, каким вуз входит в новый учебный год и куда движется высшее энергетическое образование в России. Рассказал и об участии в проектах альтернативной энергетики – ветропарках и инфраструктуре для электротранспорта будущего.
- Открывшееся 1 сентября новое общежитие КГЭУ стало одним из пяти инфраструктурных объектов Минобрнауки, введенных к новому учебному году. Это отличный завершающий аккорд приёмной кампании. Как Вы оцениваете ее итоги?
- Действительно, ввод в эксплуатацию нового, четвертого общежития – важное событие для нашего университета. Качественная учёба в современных условиях невозможна без комфортного проживания. Благодаря поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова объект был включен в 2017 году в федеральную целевую программу по строительству студенческих кампусов, и вуз получил финансирование полмиллиарда рублей. Наш новый студенческий дом - 21-этажная «свечка» с великолепным видом на Кремль и Казанку - соответствует по комфортности гостиничному уровню «четыре звезды плюс». Кстати это уже второе по счету общежитие, которое вуз сдаёт за последние пять лет.
Что же касается оценки нынешней приёмной кампании, то, я считаю, она прошла успешно. Количество заявлений по сравнению с прошлым годом увеличилось на 11%, это позволило нам провести зачисление в один этап и обойтись без дополнительного набора.
Тут сыграли сразу несколько факторов: слияние форматов онлайн и офлайн в ходе приемной кампании, расширение проектов поддержки абитуриентов и студентов, а также полученное от государства «добро» на увеличение контрольных цифр приема. Так, если в прошлом году на бюджетные места бакалавриата мы могли набрать 866 человек на очную форму обучения, то в этом году - 1045. Средний балл ЕГЭ абитуриентов КГЭУ вырос до 73,3. Отрадно отметить, что к нам поступили выпускники школ, имеющие 100 баллов ЕГЭ по русскому языку и информатике.
Популярными направлениями бакалавриата стали «Теплоэнергетика и теплотехника», «Электроэнергетика и электротехника», «Информатика и вычислительная техника» и «Прикладная информатика». В 2021 году мы впервые набрали студентов на бюджетные места по новым программам «Электромобильный и беспилотный транспорт» и «Проектирование, эксплуатация и реконструкция зданий и сооружений», по направлению подготовки «Атомные станции: проектирование, эксплуатация и инжиниринг».
- Все больше в мире звучит голосов о перспективе скорого закрытия тепловых электростанций. КГЭУ имеет непосредственное отношение к этой важнейшей сфере, поэтому нашим читателям интересно узнать Вашу оценку текущей ситуации и перспектив. В каком направлении должна развиваться энергетика, чтобы обеспечить экономику страны конкурентоспособными по цене и приемлемыми с точки зрения экологии ресурсами?
- Республика Татарстан относится к регионам с приоритетной выработкой тепловой и электрической энергии в комбинированном цикле. Тепловые электрические станции республики модернизируют свои мощности, активно участвуя в федеральной программе ДПМ [договоры о поставке мощностей для привлечения инвестиций в реновацию электростанций]. Но по большому счету, мы считаем, что энергетика должна двигаться по двум направлениям - модернизация существующих мощностей и развитие новых источников энергии. Поэтому в КГЭУ появился вектор развития, направленный на исследования в области альтернативной энергетики.
Ученые университета, по заказу правительства Республики Татарстан, провели мониторинг перспективных площадок с целью определения ветропотенциала. Год назад в трех районах республики были установлены метеомачты, данные с которых каждый день дистанционно снимали и обрабатывали в КГЭУ. В итоге были выбраны три площадки для строительства ветропарков. Результаты исследований уже переданы компаниям, которые собираются реализовывать проект.
Собственные инновационные разработки позволили КГЭУ первым среди российских вузов внедрить в учебный процесс теорию ветроизмерения, которая уже прошла апробацию на практике – на кафедре «Возобновляемые источники энергии».
Другим перспективным направлением развития является водородная энергетика. Наш университет наращивает компетенции в этой области. В 2020 году мы, по целевой заявке ПАО «КАМАЗ», набрали первую группу магистров по программе «Водородные технологии», а этом году – и на бакалавриат. Есть планы вести в этом направлении не только образовательную деятельность, но и научно-исследовательскую.
- В стенах университета вскоре после утверждения Правительством РФ концепции по развитию производства электрического автотранспорта прошла встреча производителей электромобилей и представителей инфраструктуры. Расскажите, в каких конкретных проектах данной отрасли участвуют сотрудники вуза, и есть ли у отечественных производителей шанс догнать мировых лидеров?
- В августе 2021 вышло долгожданное распоряжение Правительства РФ за номером 2290-р о концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта, а также зарядной инфраструктуры в России до 2030 года. Этого решения ждали производители электромобилей, зарядных станций и общественные организации электроавтомобилистов. Несмотря на богатые запасы углеводородного сырья, Россия не может игнорировать тот факт, что основной потребитель энергии - транспорт - стал активно набирать обороты в движении по сокращению потребления ископаемого топлива.
Татарстан одним из первых регионов в РФ начал активно решать вопросы, связанные с электрическим транспортом и зарядной инфраструктурой. Так уже с февраля 2021 года реализуется «Программа развития зарядной инфраструктуры в Республике Татарстан». Согласно этому документу, на КГЭУ возложено создание учебно-научной лабораторной базы по проектированию, диагностированию зарядных станций и электромобилей и выпуску специалистов по их эксплуатации, а также консолидация производителей зарядных станций и электромобилей в решении научно-технических проблем.
Наш университет имеет многолетний опыт подготовки специалистов в области электрического транспорта. Мы первыми в России уже в этом году набрали две группы студентов по новой образовательной программе бакалавриата «Электромобильный и беспилотный транспорт». На следующий год планируем открыть новую программу магистратуры «Проектирование электротехнического оборудования электромобилей и объектов зарядной инфраструктуры».
Сегодня вуз активно сотрудничает с несколькими производителями зарядных станций на территории Татарстана и других регионов России. Ученые кафедры «Электроснабжения промышленных предприятий» разработали мобильные зарядные комплексы с интегрированной системой накопления электроэнергии. Их можно перемещать на любые расстояния с помощью специальных контейнеров на колесах и заряжать электромобиль за 20-30 минут в самых отдаленных от инфраструктуры местах.
В стенах нашего университета состоялось выездное расширенное заседание научно-экспертного совета рабочей группы Совета Федерации по энергоэффективности и энергосбережению, посвящённое вопросам развития электрического транспорта и зарядной инфраструктуры. Только в очном формате в нём участвовало более 130 человек из 10 российских регионов - представители профильных министерств и ведомств, разработчиков и производителей зарядных станций, электромобилей, а также информационно-коммуникационных компаний. Представительный состав встречи подтверждает актуальность темы для современных городских агломераций.
- Активизация исследовательской деятельности требует совершенствования аспирантуры. По данным Росстата, из 13957 выпускников аспирантуры 2020 года в целом по стране только 1245 человек защитили диссертации и получили кандидатскую ученую степень, то есть менее 9%. Коэффициент полезного действия российской аспирантуры в целом по стране снижается. Насколько эта проблема актуальна для КГЭУ?
- В целом эффективность аспирантуры в Казанском государственном энергетическом университете гораздо выше медианного значения по стране - 44%. Столь высокого уровня мы достигли благодаря эффективной работе трех докторских диссертационных советов. За последние пять лет КГЭУ увеличил количество бюджетных мест в аспирантуру в 10 раз.
- Проведенное по заказу Минобрнауки масштабное исследование подтвердило, что тотальный дистант снижает качество высшего образования. Особенно остро это проявляется по инженерным специальностям. Однако остается вопрос о формате и пропорциях использования онлайн-технологий в вузах. Как отвечает на него КГЭУ?
- Проблема опережающего развития системы образования на основе информационных технологий и создания в стране единой образовательной информационной среды нуждается в скорейшем решении. Но существует противоречие: с одной стороны растет поток информации, которую должны воспринимать обучающиеся, а с другой стороны, они часто имеют очень низкую мотивацию к усвоению этой информации. Поэтому главная задача информатизации в образовании – превратить современные технологии в ресурс, обеспечивающий повышение его качества.
Дистант не является самоцелью. Этот инструмент необходимо использовать в тех случаях, когда он позволяет эффективнее решать вполне конкретные задачи персонализации, интенсификации и повышения качества обучения. Следует также отметить, что качество дистанционного образования во многом зависит от усердия студента. Поэтому процесс нужно контролировать через жёсткую отчетность и систематическую обратную связь.
Большой плюс онлайн-обучения - возможность получить высшее образование людям, которые физически не могут добраться до места учебы. Например, тем, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Также эта форма обучения неоценима в период карантинных мероприятий и всяческих форс-мажоров. Но в «мирное» время, я считаю, самой эффективной является очная форма обучения, особенно в техническом университете. В настоящий момент в КГЭУ дистант реализуется только для студентов старших курсов заочной формы обучения во время установочной сессии. Занятия для заочников первого курса и всех студентов - очников, в том числе иностранцев, проводятся в стенах университета.