Сведения об образовательной организации
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи

Энергетическая политика (пресс-дайджест)

Июнь, 2019

Колерова В. Домашняя электростанция вне закона [Электронный ресурс] // Эксперт. 2019. № 23 (1122), июнь. URL: https://expert.ru/expert/2019/23/domashnyaya-elektrostantsiya-vne-zakona/

Установленная мощность российской энергосистемы избыточна. Она способна вырабатывать больше электроэнергии, чем нужно потребителям. Но общий профицит оборачивается дефицитом на местах.

По словам Ильи Лихова, гендиректора Neosun Energy, в России около двадцати миллионов человек живут в регионах без центрального энергоснабжения, получая доступ к электроэнергии только за счет дизель-генераторов. До 50 процентов электроэнергии Краснодарского края закупается в соседних регионах, но даже это не спасает от постоянных перебоев, особенно в летний период.

По данным Ассоциации предприятий солнечной энергетики, в стране имеется 15 МВт мощностей микрогенерации; по другим экспертным оценкам — 30 МВт (При суммарной установленной мощности российской энергосистемы 243 ГВт).

В марте 2018 года Министерство энергетики РФ заявило программу «Миллион солнечных крыш в России», цель которой — доведение мощности по выработке электроэнергии за счет установленных на частных домах солнечных панелей до 3,5 ГВт. «При сохранении текущих темпов роста количества домов с солнечными панелями на достижение этой цели потребуются сотни лет», — прогнозирует Алексей Хохлов, руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково».

Сделать микроэнергетику более выгодной для россиян призван законопроект «О внесении изменений в федеральный закон “Об электроэнергетике” в части развития микрогенерации», принятый Госдумой в первом чтении в феврале 2019 года. Он предполагает, что у владельцев частных домов с системами микрогенерации (мощностью до 15 кВт) появится возможность подключения к центральной сети и продажи излишков энергии сбытовым компаниям. Участники рынка надеются, что принятие законопроекта приведет к резкому снижению сроков окупаемости электростанций, ведь тогда частникам не придется покупать и постоянно менять дорогостоящие аккумуляторы, и стоимость станции для них снизится сразу в два-три раза.

По оценкам Энергетического центра «Сколково», предлагаемые изменения в закон действительно смогут снять базовые барьеры, но экономической целесообразности заниматься собственной микрогенерацией частному потребителю, присоединенному к центральной сети, не создадут. Нужны и другие меры. В частности, если в российском законопроекте речь идет о компенсации излишков произведенной частниками электроэнергии по оптовым ценам, то за рубежом применяется механизм «чистого измерения», в рамках которого внутри определенного периода, например года, объем потребленной электроэнергии из сети и выданные излишки в сеть сальдируются (при передаче собственной электроэнергии в сеть счетчик потребителя начинает крутиться назад — то есть, по сути, происходит компенсация излишков по розничной цене). Еще один вариант стимулирования микрогенерации — инвестиционный налоговый вычет по подоходному налогу (в США, например, он может составлять до 30% стоимости установки). В России Министерство финансов предлагает изменить Налоговый Кодекс, ограничивая необлагаемую базу НДФЛ 30 тысячами рублей в год и делать это только в течение пяти налоговых периодов в виде освобождения от налогообложения доходов физических лиц от продажи электрической энергии, производимой для собственных нужд.

Отдельный аспект, российская промышленность не готова обеспечить спрос предложением продукции микрогенерации собственного производства. Практически все оборудование для солнечной энергетики на российском рынке — импортное, как сами кремниевые панели, так и инверторы, контроллеры и аккумуляторы. Немногочисленные российские производители инверторов с трудом отвоевывают хоть какие-то позиции из-за ценовой неконкурентоспособности с Китаем. Российские инверторы, которые полностью собираются из импортных комплектующих, с 2015 года подорожали вдвое. А китайские, наоборот, стали дешевле, несмотря на рост курса доллара.

Отечественное производство ветрогенераторов более конкурентноспособное, но эти агрегаты менее привлекательны для использования в домохозяйствах.

Полную версию статьи можно найти также на ресурсе: https://www.pressreader.com/russia/ekspert/20190603/283188674888941

 

Апрель, 2019

Бехметьева Е. (Не)допустимый эксперимент [Электронный ресурс] // Энергетика и промышленность России. 2019. № 08 (364), апрель. URL: https://www.eprussia.ru/epr/364/5412161.htm (дата обращения: 20.04.2019)

ПАО «Россети» совместно с Министерством энергетики РФ подготовили законопроект о введении платы за резервируемую мощность. Изучив документ, эксперты пришли к выводу, что реализация этой инициативы приведет к негативным последствиям для конечного потребителя, в частности, к росту итоговых цен на электроэнергию в среднесрочной перспективе на 50-80 %.

В соответствии с предлагаемой методикой оплаты резервируемой мощности, доля сетевой составляющей в конечной цене электроэнергии для потребителя может достигать 70-80 %. Это будет способствовать увеличению цены для потребителя с текущих 4 4,5 до 6 8 рублей за кВт-ч. Если учесть, что одновременно реализуется новая программа ДПМ-штрих, то увеличение цены для потребителя будет более существенным. Особенно сильно такое удорожание отразится на предприятиях малого и среднего бизнеса.

Это произойдет, прежде всего, потому, что предприятия малого и среднего бизнеса сложно назвать «эффективными потребителями энергии», то есть  для них не свойственно круглосуточное равномерное электропотребление. Как утверждают разработчики законопроекта о введении платы за резервируемую мощность для «эффективных потребителей» будут снижены тарифы за услуги по передаче электроэнергии.

Президент Ассоциации малой энергетики Максим Загорнов подчеркнул, что одной из угроз для себя ПАО «Россети» видит в динамичном развитии малой распределенной генерации. В связи с этим в законопроекте прописаны меры, которые сделают развитие такой энергетики в России максимально невыгодным и поставят потребителей с собственной генерацией в заведомо дискриминационные условия.

Участники круглого стола «Оплата резерва сетевой мощности: возможности и риски для бизнеса», состоявшемся 28 марта (г. Москва), пришли к выводу, что рынок распределенной генерации в России активно развивается. На первый план выходит потребитель, именно он диктует, по какому пути будет развиваться энергетика страны. Пока ценовые предложения – не в пользу естественных монополий. Очевидна необходимость интеграции объектов распределенной энергетики в общую энергосистему.

 

Март, 2019

Конопляник А.А. Договор упущенных возможностей. Энергетическая хартия пока остается вне поля зрения России [Электронный ресурс] // Российская газета. 2019. 11 марта. URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/2019-03-11/12_7527_contract.html (дата обращения: 22.03.2019)

Статья подробно освещает хронологию межгосударственного сотрудничества в сфере энергетики на основе Договора к Энергетической хартии и связанными с ним документами. Подвергаются анализу причины окончательного выхода Российской Федерации из хартийного процесса в 2018 году (ранее Россия затянула ратификацию ДЭХ) и значение подобного решения для перспектив защиты национальных интересов России в пространстве «Большой энергетической Европы».

В прошлом году Россия отозвала свою подпись под Договором к Энергетической хартии (вступивший в силу 16 апреля 1998 года) и вышла тем самым из числа сторон, подписавших ДЭХ. Тем самым, по мнению А.А. Конопляника Россия совершила ошибку, лишив себя преимуществ, связанных с возможностями защиты российских интересов и интересов российских компаний за рубежом, предоставляемых этим договором.

Географическое пространство «Большой энергетической Европы», объединенное жестко взаимосвязанной стационарной трансграничной инфраструктурой – системами трубопроводов, линий электропередачи и т.п., охватывает всю географическую Европу (включая все страны ЕС), Россию (лежащую и в Европе, и в Азии), государства Средней Азии и Северной Африки и имеет тенденцию к расширению по мере формирования общего Евразийского (Евро-Азиатского) энергетического пространства путем создания новый инфраструктурных проектов, связывающих «Большую энергетическую Европу» с государствами АТР, Ближнего Востока и другими частями Евразии. На этом пространстве любой оптимум (в том числе по обеспечению многовекторной энергобезопасности/надежности энергоснабжения) может быть только многосторонним, с учетом обоснованных интересов всех участников расширяющегося по мере создания новой капиталоемкой, стационарной, долгосрочной инфраструктуры энергетического сообщества.

Если бы Россия в свое время ратифицировала ДЭХ, европейские страны не имели бы правовых оснований применять антироссийские санкции, а Россия обрела бы дополнительные защитные меры от них. Тогда Еврокомиссия не имела бы возможности ограничивать доступ «Газпрому» к 50% мощностей газопровода OPAL. Впрочем, и сегодня, когда Россия вышла из ДЭХа, этот договор может, например, защитить трубопровод «Северный поток – 2» в случае, если ЕС или какая-то из его стран примут санкции по отношению к этому проекту. В таком случае западные компании, которые участвуют в финансировании этого проекта, имеют все основания для того, чтобы запустить своего рода аналог «дела ЮКОСа»: предъявить иск на сумму возмещения осуществленных ими инвестиций в проект по ст. 13 ДЭХа «Экспроприация» в один из трех арбитражных международных институтов в соответствии со ст. 26 ДЭХа.

Россия, отказавшись от ратификации ДЭХа, а теперь и вовсе выйдя из числа сторон, подписавших договор, сокращает возможности защиты своих интересов в сфере международного энергетического сотрудничества. Однако, ситуацию можно обратить в лучшему, вернувшись в чисто государств-участников обновленного ДЭХ, активно участвуя в процессе модернизации, который Россия сама же и запустила.

29 ноября 2018 года, выступая на Совете безопасности при принятии новой Концепции энергобезопасности (которую разработали из-за появления новых угроз и вызовов), Президент РФ заявил: «Нужно усилить поддержку российских энергокомпаний, действующих за рубежом. Поскольку – и мы с вами хорошо это знаем – частенько в последнее время используются возможности многостороннего и глобального энергетического сотрудничества не как инструменты развития, а как инструменты сдерживания. Нужно активизировать в этой связи работу в рамках международных энергетических организаций, а также использовать потенциал международных объединений с участием Российской Федерации, чтобы купировать эти угрозы».

Энергетическая хартия и ее инструменты, ДЭХ в первую очередь, – это как раз инструменты развития, ибо нацелены на минимизацию рисков и угроз для инвестиций и торговли в энергетике.

 

Февраль, 2019

Глебов И. Машиностроители на пороге нового ДПМ [Электронный ресурс]  // Энергетика и промышленность России. 2019. № 03-04 (359-360), февраль. URL: https://www.eprussia.ru/epr/359-360/9838540.htm (дата обращения: 4.03.2019)

В январе Правительство РФ утвердило новую инвестиционную программу по модернизации теплоэнергетики, позволяющую к 2031 году обновить по стране 41 ГВт установленной мощности.

В программе модернизации, получившей название ДПМ-2, или ДПМ-штрих, планируют участвовать все ведущие энергетические компании. В данной статье приводится опыт участия Уральского турбинного завода в модернизации тепловых станций.

Турбина Т-100 – это одна из самых массовых турбин на территории бывшего СССР: 246 турбин семейства Т-100 были введены в разные годы на станциях 11 стран. Производство Т-100 на УТЗ началось в 1961 г. Легендарная «сотка» являлась образцом на редкость экономичной и эффективной теплофикационной машины. Но сегодня многие турбины Т-100 выработали свой парковый ресурс и требуют модернизации.

Результатом модернизации турбин Т-100 являются обновленный ресурс оборудования в объеме до 220 тыс. часов, повышение мощности на 10 25 МВт и тепловой нагрузки до 28 Гкал-ч, повышение экономичности на 2,5 3,0 %. При этом затраты на модернизацию при расчете на выработку 1 кВт энергии могут быть в два раза ниже, чем при строительстве нового блока.

Сибирская генерирующая компания активно модернизирует свои мощности. За последние 10 лет только с использованием технологий УТЗ было модернизировано 24 % установленной мощности генерирующего оборудования компании. Что касается проектов по модернизации Т-100, то все они были проведены для ТЭЦ Новосибирска: пять турбин на ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4, находящиеся в эксплуатации не менее 40 лет. Турбины выработали свой парковый ресурс и требовали замены. После модернизации ресурс работы оборудования увеличен до 2050 г., что направлено на обеспечение надежного и бесперебойного теплоснабжения г. Новосибирска. Если суммировать все проекты, то мощность увеличилась на 50 МВт.

 

Январь, 2019

П. Завальный согласился с А. Чубайсом в том, что Россия - одна из самых энергорасточительных стран в мире [Электронный ресурс] // Neftegas.ru. 2019. 17 января. URL:https://neftegaz.ru/news/view/178619-P.-Zavalnyj-soglasilsya-s-A.-Chubaysom-v-tom-chto-Rossiya-odna-iz-samyh-energorastochitelnyh-stran-v-mire (дата обращения: 20.01.2019)

По словам П.Н Завального (председателя Комитета ГД РФ по энергетике), даже по официальной статистике энергоемкость отечественного ВВП в 1,8 раза выше, чем в Китае, а показатели развитых стран она превышает в 2,2 раза и более.

Годовое потребление газа в России составляет 460 млрд. куб.м., при этом неэффективно использованный ресурс составляет более 180 млрд. куб.м, что сопоставимо с годовыми объемами поставок российского газа в Европу.

Затраты на электроэнергию в составе российского ВВП достигли 4% и имеют тенденцию к росту, в США этот показатель составляет 2,5%, в Европе – не более 3,5%.

П.Н. Завальный сомневается, что целевые показатели Энергетической стратегии 2030 по снижению энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. будут достигнуты. Скорее всего, фактически ожидаемое значение не превысит 16-17% - более чем в 2 раза ниже целевых показателей. А ведь цель 2035 согласно проекту Стратегии – 1,4 -1,6 раза, том что специалисты настаивают на необходимости двукратного снижения показателя.

Высокая стоимость электроэнергии из-за недостаточно эффективной работы отрасли и ее нерациональное использование оказывает негативное влияние конкурентоспособность экономики России.

Работа по совершенствованию российского законодательства в сфере энергоэффективности и энергосбережения идет в постоянном режиме. Основой специального законодательства в этой области стало принятие в 2009 г. Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

П.Н. Завальный отметил, что в условиях отсутствия экономических стимулов к энергосбережению, для повышения энергоэффективности российской экономики, необходимо введение жесткой системы штрафов за нерациональное использование энергоресурсов, подобной той, что существовала во времена СССР.

 

Чубайс назвал Россию одной из самых энергорасточительных стран в мире

 [Электронный ресурс] // ТАСС. 2019. 16 января. URL:https://tass.ru/ekonomika/6005149 (дата обращения: 20.01.2019)

Статья обозревает выступление А.Б.Чубайса (Глава Роснано) на Гайдаровском форуме (16 января 2019 г. Москва). "Россия является одной из самых энергорасточительных стран в мире. Но поскольку экономический рост у нас не очень наблюдается, то с 2014 года роста энергоэффективности нет, с 2014 года стагнация. Мир продолжает наращивать энергоэффективность, а мы продолжаем оставаться в том же месте", - сказал Чубайс.

По его мнению, существуют два "болезненных" пути решения задачи повышения энергоэффективности. "Есть две группы решений, которые способны ситуацию переломить. И та, и другая группы крайне болезненны", - отметил А.Б. Чубайс.

Так, необходимо решить вопрос с ценами на электроэнергию в России, которые вдвое ниже, чем в мире.

"Так получилось по двум причинам - из-за девальвации рубля и проведенной реформы электроэнергетики, в рамках которой был создан рынок электроэнергии и появилась конкуренция на рынке, снизилась цена на электроэнергию. Низкая цена на электроэнергию равна энергорасточительности, - пояснил А.Б. Чубайс. - Следует ли из этого, что нам надо повысить цену на электроэнергию? Россия - страна бедная, и с плеча, сходу решить задачу повышения цены - неправильно. Правильно создавать ситуацию, при которой богатые платят больше, а бедные остаются на том же уровне".

На это направлена программа по социальным нормам потребления электроэнергии, добавил глава Роснано.

"Второй способ повышения энергоэффективности тоже не безболезненный. Он называется просто - запреты. Существует ряд решений, основанных на лобовых запретах в соответствии с лучшими мировыми практиками", - заключил А.Б. Чубайс.

 

 

Декабрь, 2018

Воздвиженская А. Под счастливой звездой. Программа господдержки альтернативной энергетики будет продлена [Электронный ресурс] // Российская газета. 2018. 20 декабря. URL: https://rg.ru/2018/12/20/programma-gospodderzhki-alternativnoj-energetiki-budet-prodlena.html (дата обращения: 22.12.2018)

В преддверии Дня энергетики, первый заместитель Министра Энергетики РФ А.Л. Текслер дал интервью и прокомментировал предварительные итоги года российского ТЭК.

Как заявил замминистра, выработка электроэнергии по итогам года составит 1091 миллиард кВт/ч - это на 1,6 процента больше, чем в прошлом году. По вводам генерирующей мощности ожидается рост на 15 процентов - 4,5 ГВт, в сетевой - плюс 7,7 процента. За год были подключены более 400 тысяч новых потребителей. Существенно снизился показатель технологических нарушений: в генерации более чем на 15 процентов, в электросетевом комплексе - на 4 процента.

Отмечается умение отечественных энергетиков успешно решать сложные инфраструктурные задачи, что подтверждается строительством объектов генерации в Калининградской области - Маяковской и Талаховской ТЭС, возведением и реконструированием объектов для проведения ЧМ по футболу. Кроме того, в ежегодном рейтинге Всемирного Банка «Индекс надежности электросбережения» и «прозрачности тарифов» Россия четвертый год подряд подтверждает максимальные показатели - восемь баллов из восьми возможных.

А.Л. Текслер также отметил актуальные задачи российской энергетики на ближайшие годы. Необходимо запустить конкурсный механизм отбора проектов модернизации тепловых электрических станций, в том числе на территории ДФО, используя в первую очередь отечественное оборудование. Требуется внедрить механизм лицензирования энергосбытовых компаний. Необходимо минимизировать перекрестное субсидирование в тарифах на услуги передачи электроэнергии, актуализировать ряд положений стратегии и развития электросетевого комплекса, внедрить в сетях долгосрочные тарифы, принять решение по резерву мощности, заняться внедрением более современных и актуальных моделей качественной оценки деятельности территориальных сетевых организаций, расширить применение механизмов интеллектуального учета электроэнергии. На повестке остаются вопросы развития цифровизации как сетевого, так и генерирующего комплекса, что позволит сделать управление отраслью более эффективным и гибким. Кроме того, нужно завершить формирование нормативной базы для вывода из эксплуатации неэффективных и избыточных мощностей. Осталась работа по повышению платежной дисциплины, хотя уже был разработан и принят большой пакет документов для улучшения ситуации.

В области развития ВИЭ на первом месте – развитие технологических компетенций, создание собственной индустрии по производству оборудования и меры поддержки, связанные с индустриальной составляющей этого аспекта.  В 2018 году в России завершился отбор по программе ДПМ ВИЭ и уже начался процесс строительства выбранных объектов. Ориентир на установление рекордного объема ввода в эксплуатацию объектов на ВИЭ.

«Зеленая» энергетика в России пока производит более дорогую электроэнергию. Но если появятся коммерческие потребители, которые за «зелёные сертификаты» готовы заплатить чуть больше, проект будет реализован. Ожидаемое повышение расходов на потребление энергии из альтернативных источников может быть компенсировано укреплением "зеленого" имиджа предприятий.

В атомной энергетике России утверждена генеральная схема развития, где до 2035 года предусмотрен ввод в эксплуатацию в среднем по одному атомному блоку в год, одновременно будут выводиться отработавшие свой ресурс блоки. Разрабатываются новые технологии, в первую очередь блоки на быстрых нейтронах, которые позволяют действовать в замкнутом цикле. В области атомной энергетики Россия – бесспорный мировой лидер – заявил первый заместитель Министра Энергетики РФ А.Л. Текслер.

 

Селиванова А. В России введут "зеленые" сертификаты для поддержки ВИЭ [Электронный ресурс] // Российская газета. 2018. 12 декабря. URL: https://rg.ru/2018/12/12/v-rossii-vvedut-zelenye-sertifikaty-dlia-podderzhki-vie.html (дата обращения: 14.12.2018)

В России обсуждается введение в оборот «зеленых» сертификатов, которые, исходя из зарубежной практики, выдают генерирующим компаниям, чьи установки функционируют на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Эта тема стала ключевой на заседании рабочей группы при наблюдательном совете Ассоциации "НП Совет рынка" по вопросам функционирования генерирующих объектов на основе ВИЭ.

«Зеленый» сертификат, или energy attribute certificate, выдается для подтверждения генерации некоего объема электроэнергии на ВИЭ. Такие сертификаты позволяют вычислить реальные объемы генерации на ВИЭ, раскрыть энергобаланс территорий, повысить социальную ответственность компаний, а главное - поддержать производителей "чистой" электроэнергии (например, подтвердить право генератора на субсидию).

На данный момент рассматривается несколько вариантов обращения «зеленых» сертификатов. Первый - выдача их всем генераторам на ВИЭ вне зависимости от участия в схемах господдержки. Второй - выдача их только за электроэнергию, выработанную сверх нормативного коэффициента использования установленной мощности (КИУМ). Третий вариант - сертификаты на объем электроэнергии, произведенной на объектах в рамках программы ДПМ ВИЭ, по нормативному КИУМ, продают всем желающим, но только на спецаукционе. Выплаты по ДПМ при этом снижают на сумму выручки от продажи сертификатов. Четвертый вариант - сертификаты выдают всем ВИЭ-производителями электроэнергии, но с оговоркой для ДПМ ВИЭ.

Очевидно, что данная форма регулирования деятельности генерации на ВИЭ признается перспективной. Однако четкого понимания, какой из вариантов обращения «зелёных» сертификатов является наиболее рациональным, пока не сложилось.

 

Егоров И. Поиск оптимального пути к низкоуглеродной экономике [Электронный ресурс] // Независимая газета (приложение «Энергия»). 2018. 10 декабря. URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/2018-12-10/15_7459_poisk.html (дата обращения: 14.12.2018)

Минэкономразвития России предложил проект федерального закона «О государственном регулировании выбросов парниковых газов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», разработанного во исполнение п. 7 Плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовке к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 года 21-й сессией конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. По мнению экспертов, данная законодательная инициатива требует определенной доработки.

Как известно, обоснование сокращения выбросов дано в Парижском соглашении и его конечная цель – сократить выбросы парниковых газов до нуля. Однако, разработанный Минэкономразвития законопроект предполагает утверждение целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов в рамках системы государственного регулирования в виде исключительно удельных показателей, ориентированных на сокращение объема выбросов парниковых газов в расчете на единицу полезного продукта. Установление абсолютных значений целевых показателей выбросов будет ограничивать инвестиции в основной капитал, направленные на расширение промышленного производства. Кроме того, удельные показатели в данном случае не подходят, поскольку цель Парижского соглашения состоит в том, чтобы добиться абсолютного сокращения выбросов парниковых газов.

Автор статьи подводит итог экспертных дискуссий, опираясь на доводы, предложенные М.А. Юлкиным (генеральным директором Центра экологических инвестиций).

 

Фурсова И. Возобновляемая энергетика получила допподдержку правительства [Электронный ресурс] // Российская газета. 2018. 10 декабря. URL: https://rg.ru/2018/12/11/vozobnovliaemaia-energetika-poluchila-doppodderzhku-pravitelstva.html (дата обращения: 14.12.2018)

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которое должно способствовать повышению инвестиционной привлекательности проектов альтернативной энергетики. Документ исключает избыточные требования к проектированию, строительству и эксплуатации генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ).

Решение принято на фоне явного отставания России от мирового тренда развития возобновляемой энергетики. Доля ВИЭ в мировом производстве электроэнергии выросла с 2 процентов в 2003 году до 9-10 процентов в 2018, а к 2020 году ожидается 11,2 процента. Планы по России весьма скромные - всего 1 процент к 2020 году, то есть на порядок меньше, и то сомнительно, что этот показатель будет достигнут - отмечает С. Алексеенко, заведующий лабораторией проблем тепломассопереноса Института теплофизики Сибирского отделения РАН, лауреат премии "Глобальная энергия" – 2018.

Одна из важнейших проблем современной альтернативной энергетики, уверены эксперты рынка, это решение вопроса: могут ли ВИЭ существовать без субсидий? Автор статьи восторженно констатирует, что эра масштабной поддержки странами своей «зеленой энергетики» уходят в небытие. Что сегодня на аукционах мощности ВИЭ котируются вровень с углеводородами. Растет производство "зеленых" установок, снижается стоимость как оборудования, так и собственно, "чистого" киловатта. Во многих странах себестоимость альтернативного киловатта уже приблизилась к угольному. Поэтому прямая финансовая поддержка ВИЭ очень скоро она сойдет на нет.

В 2017 году, по данным International Renewable Energy Agency (IRENA), КВт*ч в солнечной энергетике стоил уже адекватно - 10 центов. По прогнозам, в солнечном сегменте к 2050 году произойдет падение стоимости КВт*ч на 70 процентов, в ветряном - на 58.

В качестве наблюдения, хотелось бы отметить, что конкретные прогнозы о темпах роста технологической эффективности и экономической целесообразности ВИЭ отличаются количественными, но не принципиальными оценками – будущее мировой электроэнергетики тесно связано с использованием альтернативных источников.

Для России одним из главных доводов развивать альтернативную энергетику является обширность территории и труднодоступность многих районов страны для централизованного энергоснабжения (по оценке, более половины территории России не охвачено централизованным электроснабжением). Поэтому ВИЭ следует рассматривать, прежде всего, в качестве автономных источников энергии, которые составляют основу нового, интенсивно развиваемого направления - распределенной генерации. Однако нет и принципиальных препятствий для работы ВИЭ в составе централизованных энергосистем.

 

Николаев Б. Зачем нам нужна социальная норма электропотребления [Электронный ресурс] // Независимая газета (приложение «Энергия»). 2018. 10 декабря. URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/2018-11-12/11_7436_digital.html (дата обращения: 14.12.2018)

Статья посвящена острой проблематике – предполагаемое введение в России социальной нормы энергопотребления (дифференциация тарифов для населения в зависимости от объемов потребления), которая позволит справиться с проблемой перекрестного субсидирования в электроэнергетике, однако может привести к необоснованному повышению тарифов на электроэнергию для населения.

Перекрестное субсидирование – это перераспределение тарифной нагрузки с категории потребителей «население» на «прочих» потребителей. Такой механизм приводит, с одной стороны, к необоснованному ограничению конкурентоспособности отечественной промышленности (поскольку тариф на электроэнергию включается в цену товара). С другой стороны, перекрестка приводит к сокращению стимулов для сбережения электроэнергии со стороны населения.

В ФАС насчитывают более шести видов перекрестного субсидирования с объемом в 220 млрд. рублей. По данным ФАС России, среднее значение нагрузки по перекрестному субсидированию по субъектам РФ достигает 22% конечного тарифа для прочих потребителей, тогда как приемлемым параметром, по оценке ФАС РФ, является показатель не более 10%. В норме всего четыре региона России: Москва, Московская и Тюменская области и Санкт-Петербург.

Стоит отметить, что схему социального энергопотребления уже вводили в восьми регионах страны, и она оказалась неэффективна. Там, где нормы были низкие, например, во Владимирской области, это повлекло за собой серьезные социальные волнения. А там, где норма была большой, это не сказалось на экономической эффективности.

«В 2013–2014 годах социальная норма энергопотребления уже вводилась для того, чтобы ликвидировать перекрестное субсидирование. Но в итоге оказалось, что сделать таким способом это невозможно, потому что промышленность потребляет порядка 80% электроэнергии, а население – только 20%» - прокомментировала Светлана Разворотнева, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ-контроль».

Общественно-политический аспект проблемы введения социальной нормы энергопотребления в регионах России состоит в том, что население не получает достоверной информации о реальных размерах повышения тарифов и не ожидает в этой связи повышения качества облуживания. Значительная часть общества получает только один сигнал – перенос экономической нагрузки с предприятий на общество, что воспринимается крайне негативно.

 

Фурсова И. Страна идет на рекорд добычи угля [Электронный ресурс] // Российская газета. 2018. 5 декабря. URL: https://rg.ru/2018/12/05/strana-idet-na-rekord-dobychi-uglia.html (дата обращения: 14.12.2018)

В 2018 году угледобывающие предприятия России установят рекорд добычи угля в постсоветский период и, возможно, превзойдут максимальный уровень добычи в РСФСР.

«С 2012 по 2017 год добыча российского угля выросла на 15,5 процента, до 410 миллионов тонн. В нынешнем году будет превышен рубеж в 420 миллионов тонн, и, скорее всего, превзойден максимальный уровень добычи советского времени, достигнутый в 1988 году", - сообщил директор департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго РФ Сергей Мочальников».

Сейчас Россия занимает третье место в мире по экспорту угля. За последние 20 лет среднегодовой темп прироста мирового угольного рынка составил около четырех процентов. С 1997 по 2017 год доля России на мировом рынке угля выросла в четыре раза - с 4 до 16 процентов, а на азиатском рынке - в пять раз. Мировое потребление угля сместилось с европейской части в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Главное, что может ограничивать российский экспорт - это транспортная инфраструктура. На данный момент в России реализуется проект морского угольного порта Суходол (Приморский край), который обеспечить транспортировку до 20 миллионов тонн твердого топлива в год. Инвестиции в проект превышают 30 миллиардов рублей.

В качестве комментария к материалам данной статьи хотелось бы отметить крайне сдержанные прогнозы мирового потребления угля, например, согласно Прогнозу мировой энергетики МЭА к 2035 г. доля угля на глобальном рынке энергоресурсов станет минимальной. Принимая во внимание высокий потенциал России в угольной сфере, хотелось бы ожидать разумных инвестиций в энергетические и транспортные проекты, которые могли бы стать не только геополитически значимыми, но и коммерчески успешными.

 

Егоров И. Традиционалисты пока побеждают в споре о будущем электроэнергетики [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2018. 10 декабря. URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/2018-12-10/11_7459_tradition.html (дата обращения: 14.12.2018)

Итоги конференции «Энергетика России: от эволюции к революции» (21-22 ноября 2018 года, Институт Адама Смита, г. Москва) можно оценить, как продолжение дискуссий о перспективах развития электроэнергетики России, где представлены две основные концептуальные позиции: традиционный (пусть и модернизированный) путь развития российской электроэнергетики, с одной стороны, и необходимость поиска принципиально новых отраслевых решений, с другой.

Участниками конференции стали представители Ассоциации сообщества потребителей энергии, Совета производителей и стратегических инвесторов электроэнергии, ассоциаций гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, федеральных органов государственной власти, а также российских лидеров в области электроэнергетики, например, «ИнтерРАО», «Русэнергосбыт», «Россети», «Татэнерго» «Т Плюс», «Сименс», центр энергетики «Сколково» и ряда других.

Позиции традиционалистов выразил заместитель директора департамента развития электроэнергетики Министерства энергетики РФ А.Г. Максимов, который отметил, что «революции скорее будут в технологических процессах, в экономике энергетики должна быть нормальная эволюция, обеспечивающая надежность энергоснабжения потребителей».

Технический директор «Сименс. Технологии газовых турбин» А.С. Лебедев настаивал, что в течение предстоящих 10 лет традиционная энергетика выдержит любую конкуренцию в силу географических и климатических особенностей России. Традиционная энергетика будет востребована, в том числе и в области модернизации энергетического оборудования. В этой связи компания «Сименс. Технологии газовых турбин» направила более 110 млн евро на создание в Ленинградской области полного комплекса для производства и сервиса газовых турбин мощностью более 60 МВт для рынка РФ и СНГ. Квалификация российских поставщиков заготовок компонентов ГТУ м другие меры позволят обеспечить уровень локализации производства 70% к 2020 году.

Заместитель генерального директора «Татэнерго» А.Я. Сабирзанов, отметил, что пришло время формировать принципиально новые экосистемы в отрасли. В процессе появления новых технологии производства, передачи, распределения и сбыта электроэнергии, управления энергосистемой, ценозависимого потребления и цифровых трендов энергетические компании заинтересованы участвовать в развитии технологий. Это поможет им лучше балансировать нагрузку, повышать надежность электроснабжения и обходиться без строительства новых электростанций и сетей и при этом добиваться увеличения спроса на свою продукцию.

В ходе обсуждения перспектив электроэнергетической отрасли отмечалось, что не на всей территории Российской Федерации цена электроэнергии формируется на конкурентной основе механизмами оптового рынка. На части территории Сибири и практически всей территории Дальнего Востока единый оптовый рынок электроэнергии отсутствует, там существуют лишь разрозненные изолированные энергосистемы. Таким образом разделяют ценовые (1, 2) и неценовые (3, 4) зоны оптового рынка.

Часть участников конференции настаивала на развитии компетенции, основанных на принципиально новых тенденциях развития электроэнергетики, в частности более широкое применение принципа распределенной генерации.

А. Старченко, председатель наблюдательного совета ассоциации «Сообщество потребителей энергии», отметил, что на фоне появления новых технологий, связанных с экономией мощности и снижением спроса потребителей на резервную мощность, в России планируется потратить 5,5 трлн руб. на искусственное продление жизни крупной генерации на устаревшей технологии паросилового цикла (главным образом для сохранения резервных мощностей), а на распределенную энергетику вводятся запреты и ограничения до 25 МВт, планируется бессрочно субсидировать угольную генерацию в первой ценовой зоне.

А.Г. Панина, председатель Наблюдательного совета ассоциации «Совет производителей энергии», член правления «ИнтерРАО», призвала государственные структуры, как представителей генерирующей стороны, давать инвесторам правильные сигналы, чтобы инвестировать в будущее.

В результате обсуждения заявленных тем конференции выяснилось, что представители государственного регулирования в электроэнергетике склонны считать, что централизованная система электроснабжения в текущий период должна оставаться незыблемой основой российской энергетики (традиционное представление о структуре). Хотя опыт зарубежный стран, да и отдельных российских регионов свидетельствует, что именно за распределенной генерацией на самом деле будущее. Участники конференции, отстаивающие идеи глубоких структурных изменений в отрасли выразили надежду, что смена парадигмы мышления государственных структур, ответственных за регулирование электроэнергетики в России, будет способствовать скорейшему переходу отрасли на новые рельсы развития.

 

Пердеро А.А. В погоне за эффективностью [Электронный ресурс] // Независимая газета (приложение «Энергия»). 2018. 12 ноября. URL: http://www.ng.ru/ng_energiya/2018-11-12/11_7436_digital.html (дата обращения: 06.12.2018)

Статья посвящена проблематике цифровых инноваций на российских предприятиях энергетики. Отмечается, что внедрение цифровых решений потенциально может снизить операционные издержки в различных секторах электроэнергетики (включая затраты на обслуживание и ремонт) на 10–25%, что влечет за собой значительный экономический эффект (выгоды от цифровизации электроэнергетики страны оцениваются в ожидаемом росте ВВП на 4,1–8,9 трлн руб. к 2025 году). Центр энергетики Московской школы управления Сколково совместно с Центром системных трансформаций экономического факультета МГУ выступили с инициативой проекта «Индекс цифровизации российских энергокомпаний», который, на основе самообследования отдельных предприятий энергокомплекса, позволяет оценивать реальный уровень внедрения цифровых технологий и компетенций, а также вектор цифровизации в отрасли.

В условия активного процесса цифровизации энергетики важно ответить на следующие вопросы. Присутствует ли осознанность в цифровых изменениях? Насколько глубинно происходит трансформация в российских компаниях? Происходят ли эти изменения только чтобы отметить наличие цифровых инноваций в компании в соответствии с указаниями правительственной программы «Цифровая экономика РФ» и Послания президента РФ Федеральному собранию, или переход к цифровой компании происходит системно и с учетом экономических и структурных интересов каждого конкретного участника?

Процесс цифровизации в энергетике активно идет уже сейчас: за рубежом и в России в повседневную практику работы компаний внедряются цифровые решения, которые, например, в электроэнергетике уже можно применить по всей цепочке «генерация – сети – сбыт – управление». Постепенно изменяется нормативная база: принимаются целевые программы (например, «Цифровая экономика Российской Федерации»), меняются подзаконные акты (один из ярких примеров – приказ Минэнерго об изменении правил техобслуживания и ремонтов, допустивший ремонты по фактическому техсостоянию объектов).

Результаты первых успешных проектов уже говорят сами за себя. Система раннего предупреждения о поломке оборудования в компании Tata Power (Индия) позволила сэкономить 270 тыс. долл. По проекту «Цифровой РЭС», запущенному «Янтарьэнерго» (Калининградская область), компания заявляет повышение показателей надежности на 60%, снижение объема потерь в среднем около 10%, снижение операционных затрат – около 20%. АО «БЭСК» (г. Уфа) реализовала проект «умных» сетей и заявляет IRR более 20%, экономию времени на переключения до 70% и снижение потерь электроэнергии на 96,3% – с 27,3 до 1% (экономия свыше 500 тыс. руб. за год).

Однако, само по себе внедрение цифровых технологий не гарантирует увеличения операционной эффективности или производительности труда и капитала. Перед компаниями стоит неординарная задача, требующая индивидуального подхода и аккуратного анализа, оптимизации бизнес-процессов, обучения и работы с персоналом, обновления технического оснащения и методологии обслуживания. Для того чтобы «умная цифровая система» начала эффективно работать и приносить «цифровые дивиденды» требуется «умная» инфраструктура, а применение новых технологий подразумевает значительные инвестиции и должно быть экономически и политически оправдано.

Разработанный «Индекс цифровизации российских энергокомпаний» – это инструмент, позволяющий оценивать реальный уровень внедрения цифровых технологий и компетенций в энергетических компаниях на основе открытой и прозрачной самооценки компаний. Анкета для проведения самооценки цифровизации компаний топливо-энергетического комплекса подготовлена на основе комплексной методики качественной оценки уровня цифровизации энергокомпаний и включает в себя четыре тематических блока: «базовые требования», «перестроение организационной структуры», «трансформация бизнес-процессов» и «конкурентоспособность».

Первая очередь рейтинга проводится по отрасли электроэнергетики. В дальнейшем готовится запуск аналогичного рейтинга по нефтяной и газовой отраслям. По результатам опроса инициаторы проекта планируют регулярно публиковать рейтинг цифровизации российских энергетических компаний и обзор цифровизации по отраслям.

 

Ноябрь, 2018

 

Четверикова О.Н. Новая промышленная революция и пять принципов энергоинформационного развития // Энергетическая политика, 2017, №5, с. 39-48.

Статья посвящена анализу двух концепций мирового развития: идеям третьей промышленной революции экономиста и эколога Дж. Рифкина и автора книги о четвертой промышленной революции К. Шваба. Несмотря на различия в подходах, оба автора-глобалиста, рисуют схожую картину будущего человечества: это сетевой мир, в котором государственная власть заменяется частной властью транснациональных структур, создавших уникальную систему тотального электронного контроля за обществом и личностью.

Образ грядущих перемен в начале ХХI в. формируется под воздействием массового применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и, как следствия, внедрением понятия «цифровая революция». Интернет-революция, по утверждению Дж. Рифкина, – это лишь первая фаза процесса, за которой следует вторая, когда Интернет объединится с ВИЭ и будет создана новая технологическая платформа промышленной революции.

В мае 2007 г. Европейский Союз принял концептуальные положения трудов Дж. Рифкина о третьей промышленной революции в качестве долгосрочного экономического видения и как дорожную карту для ЕС. Идеи были также приняты Китаем и поддержаны ООН. В 2008 г. 80 различных компаний, договорились о создании соответствующей сети, которая стала работать над переходом глобальной экономики в постуглеродную эру распределенного генерирования энергии.

Пятью принципами новой эры в энергетике, утвержденными Европейским парламентом, являются следующие. Первый – это использование ВИЭ, доля которых к 2020 г. во всех странах ЕС должна достигнуть 20%. Второй принцип закрепляет приоритет аккумуляции такой энергии - в ближайшие 40 лет каждое здание в ЕС должно превратиться в персональную «зеленую» микроэлектростанцию. Третий – это оснащение зданий накопителями для энергии, поступающей из периодически действующих источников. Четвертый – это превращение в течение следующих 15-ти лет всей энергетической системы и линий передач ЕС в «энергетический Интернет», информационно-коммуникационное пространство, объединенное в формате электрических сетей. Пятый – это перевод транспорта на электрическую тягу с использованием аккумуляторов и топливных элементов. Синергетический эффект упомянутых 5 столпов способствует созданию сверхтехнологичной инфраструктуры, на основе которой будет строится абсолютно новая экономическая реальность.

Третья промышленная революция предполагает превращение городов и регионов в «биосферные» регионы, в которых будут созданы интегрированные частно-государственные партнерства. Каждый из регионов будет представлять собой узел, связанный энергетическими, коммуникационными и транспортными системами с другими узлами, что в итоге превратит континент в единый «энергетический Интернет»

На смену централизованной и рационализированной модели бизнеса первой и второй промышленных революций углеродной эры должна прийти другая модель, основанная на горизонтальном режиме распределенных ВИЭ. Горизонтальный рост будет брать верх над традиционным централизованным подходом, при котором доминируют гигантские организации, растущие вертикально и организующие экономическую деятельность иерархически.

Идея централизованного мирового правительства при данных революционных преобразованиях потеряет свою значимость вследствие развития идеи взаимозависимого межконтинентального пространства. Такая континентализация постепенно трансформирует и характер международных отношений, что сделает возможным переход от геополитики к биосферной политике.

Утопичность идей Дж. Рифкина оппонирует прагматизму трудов К. Шваба, который не скрывает негативных последствий происходящих перемен и подчеркивает, что поляризация будет усиливаться. Интересы одних сообществ будут защищены, интересы других - нет. Полномочия национальных правительств сдерживаются новыми конкурирующими центрами власти, имеющими транснациональный, региональный, местный и даже личный характер.

«Параллельные структуры смогут транслировать идеологии, вербовать последователей и координировать действия, направленные против официальных правительственных систем или идущие вразрез с их позицией» - отмечает К. Шваб. Фактически речь может идти о демонтаже государственного управления и отказе от национально-государственного подхода.

Автор статьи, подводя итог, отмечает, что при всех различиях в подходах Дж. Рифкина и К. Шваба они сходятся в общих выводах. Новая промышленная революция сформирует глобализированный мир, в котором транснациональный правящий класс, внедряя новейшие информационно-коммуникационные и социальные технологии, а также новые механизмы управления, будет способствовать формированию уникальной системы тотального электронного контроля за обществом и человеком.

 

Дзагуто В., Скорлыгина Н.В., Дятел Т. Дефект сохранения энергии. Почему Россия отстает в развитии систем накопления [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2018. 23 ноября. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3807101 (дата обращения: 24.11.2018)

Один из аспектов мировой технологической революции в электроэнергетике на современном этапе - новые технологические решения в сфере аккумуляции электрической энергии Системы накопления энергии (СНЭ), массового прихода которых в энергетику ждут уже через несколько лет, могут изменить традиционные представления о структуре отрасли и спровоцировать ее резкую перестройку. В статье анализируется особенность устройства электроэнергетического рынка России, аргументы «за» и «против» внедрения накопителей в ближайшие 3-5 лет в нашей стране, перспективы формирования системы государственных льгот в данной сфере.

В теории, массовое развитие СНЭ позволит резко сократить неравномерность выработки и сгладить пики потребления в электроэнергетике. На данный момент безопасное покрытие энергосистемой пиковых значений потребления происходит за счет сохраняемого резерва мощности. Таким образом, в РФ при историческом максимуме нагрузки чуть более 158 ГВт суммарная мощность электростанций составляет около 240 ГВт, то есть большая часть генерации не загружена и наполовину. Ряд ТЭС, отобранных для рынка, включаются лишь на несколько часов в год (но получают постоянную плату за готовность к работе). Внедренные СНЭ теоретически способны заменить значительную часть резерва. Однако ряд российских экспертов сходятся во мнении, что в ближайшие годы масштабная установка и работа СНЭ на практике вряд ли окажется экономически более выгодной, чем содержание резервов генерации.

Среди точечных сфер применения систем накопления энергии называются их применение в перегруженных сетях низкого напряжения (для улучшения качества энергии), в области частичной оптимизации режимов работы оборудования для предприятий генерации и загрузки сетей. Потребители смогут выравнивать свое потребление и сохранять электроэнергию для будущего использования или даже продавать излишки в рамках тенденции «просьюмеризации» отрасли, которая предполагает широкое развитие микрогенерации на основе ВИЭ и развитие горизонтальных систем взаимодействия, а также внедрение технологий «интернета энергии» (IoE) — «умных» систем управления энергоснабжением на уровне от квартиры до квартала. Кроме того, предполагается активное развитие СНЭ в сфере электротранспорта.

Если за рубежом СНЭ рассматриваются в основном как способ компенсации неравномерной выработки ВИЭ, то в России развитие «зеленой» энергетики заметно отстает: на начало года ее доля по мощности в стране, по данным Минэнерго, составляла примерно 0,3%, и пока всерьез рассуждать о влиянии этой выработки на энергобаланс как минимум рано.

Эксперты отмечают ряд препятствий на пути эффективного развития СНЭ в России: низкий технологический уровень в данной области в том числе дефицит отечественных разработок; особенности устройства и регулирование энергорынка в РФ, например, в связи с низкой волатильностью цен на электроэнергию экономический смысл хранения энергии теряется (накопленные киловатт-часы сложно продать дороже цены покупки); неразвитость рынка системных услуг (оплата резерва для генерации); дешевизна газа на внутреннем рынке, что снижает энергоцены и потенциально усложняет конкуренцию СНЭ с генерацией; зависимость модернизации от государственных льгот и дотаций, либо в виде прямых траншей из бюджета, либо в форме спецнадбавок к цене рынка, наличие ряда административных препятствий и необходимость совершенствования нормативно-правовой базы.

В итоге, «транспортная» энергетика, технологии IoE и сетевые решения на СНЭ — истории относительно локальные, формально не затрагивающие структуру энергосистемы и энергорынка. Однако, если применения накопителей докажет свою эффективность на периферии и в смежных отраслях, перестроиться придется и ядру энергетической системы.

 

Дятел Т. Триллионы разделили на гигаватты. Минэнерго разработало механизм модернизации старых ТЭС [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. 2018. 4 июня. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3649473 (дата обращения: 24.11.2018)

В публикации освещается проект Министерства энергетики РФ по реализации программы модернизации старых ТЭС на общую сумму от 1,35 трлн руб. Ежегодно планируется обновлять до 4 ГВт мощности, требуется установка 90% российского оборудования, норма доходности — 14%. Возврат инвестиций будет осуществлен за счет повышенных платежей потребителей, которые традиционно протестуют против такого механизма «двойной оплаты капремонтов». Параллельно Минэнерго намерено на 20% доиндексировать цену «старой» мощности к 2025 году, что даст дополнительный источник доходов генерации.

Стоимость проекта до 2035 года вырастет до 3,5 трлн руб., а основной объем, как ожидается, будет закрыт паросиловым оборудованием, технологии которого в РФ есть. Сложности могут быть возникнуть с поставками мощных газовых турбина. Здесь есть два сценария: наращивать локализацию технологий Siemens или GE, на чем настаивала крупная генерация, либо поддержать разработку собственных технологий, например на базе компании «Силовые машины».

Перечень объектов модернизации будет определять не только рыночный отбор по цене, до 10% от мощностей, прошедших конкурс, выберет правкомиссия по электроэнергетике (речь идет о проектах, важных для энергосистемы). Срок оплаты мощности по инвестконтрактам составит 15 лет.

 

Завальный П.Н. Что такое цифровизация российской энергетики? Удастся ли нам создать принципиально новое качество отрасли [Электронный ресурс] // Независимая газета. 2018. 12 ноября. URL:  http://www.ng.ru/ng_energiya/2018-11-12/9_7436_week.html (дата обращения: 24.11.2018)

Автор публикации обращает внимание на стремительную динамику внедрения в мировой энергетике киберфизических систем, автоматизации и роботизации производственных процессов, развития интернета вещей и цифровых технологий. Модернизационные процессы в формате четвертой промышленной революции должны привести не только к созданию новых секторов и рынков, но и к кардинальной трансформации традиционных и инфраструктурных отраслей. Впрочем, в России масштабная революция 4.0 еще не происходит, скорее сложилась предреволюционная ситуация. Пока до такого сочетания технологий, которые размывали бы границы между физической, цифровой и биологической сферами, о котором говорил в 2016 году в Давосе автор концепции К. Шваб, и их широкого распространения еще далеко.

В рейтинге Всемирного экономического форума Россия занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике и 38-е место по экономическим и инновационным результатам использования цифровых технологий. Узкие места для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке традиционные: низкий уровень инноваций, недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок, которые препятствуют развитию соответствующего бизнеса.

Тем не менее цифровые технологии постепенно проникают в различные отрасли ТЭК России. В ГК «Росатом» создана уникальная цифровая система управления проектами Multi-D, позволяющая эффективно управлять всеми этапами жизненного цикла АЭС – от проектирования до вывода из эксплуатации.

В нефтяной отрасли поддержание уровней добычи и повышение производительности связаны именно с внедрением информационных технологий, интеллектуальным управлением, анализом и учетом. Технологии «умных скважин» и «цифровых месторождений» позволяют снизить себестоимость эксплуатации месторождений примерно на 20%. По расчетам Vygon Consulting, к 2030 году цифровые технологии способны добавить к текущему уровню добычи около 155 млн т нефти, компенсировав объем выпавшей к тому времени добычи на истощенных месторождениях.

Активнее всего идет цифровизация российской электроэнергетики: интеллектуализация процессов управления российской энергосистемой, применение: автоматики, релейной защиты, увеличение скорости измерения процессов, моделирование режимов работы станции, внедрение систем телеуправления и телемеханизации на основе двустороннего обмена информацией центра управления с удаленно расположенными элементами оборудования. Все большую роль играют так называемые умные сети (Smart Grid), сложные энергообеспечивающие системы, построенные на базе сетевых технологий с вертикальными и горизонтальными связями между элементами системы, интеллектуальные системы учета потребления ресурсов.

Меньше всего, отмечает автор, цифровизация затронула угольную промышленность России.

Следует отметить, что процессы первичной цифровизации соответствуют критериям третьей технологической революции. Четвертая промышленная революция предполагает переход к инновациям, базирующимся на комбинации технологий.

Кроме того, П.Н. Завальный, председатель комитета по энергетике Государственной думы РФ и руководитель Российского газового обществ отмечает, что для обеспечения инновационного развития отраслей российского ТЭК следует совершенствовать нормативную базу. Отмечается, что ко второму чтению готовится законопроект об интеллектуальном учете, идет разработка правовых основ кибербезопасности. Разрабатывается законопроект, который создаст правовые основы для заключения регуляторных тарифных соглашений, которые необходимы для снятия рисков, возникающих у компаний при финансировании проектов цифровизации в условиях, когда рост тарифа на услуги по передаче электроэнергии ограничен. Актуальные задачи нормативного обеспечения электроэнергетики сегодня лежат в плоскости стимулирования конкуренции, сокращения объемов перекрестного финансирования, развития малой и распределенной энергетики (на данный момент законодательство России даже не содержит понятийного аппарата распределенной энергетики), развития сетевого комплекса, совершенствования механизмов доступности электроэнергии для конечных потребителей, развития конкурентных отношений в энергосбытовой сфере, определения оптимального баланса и координации развития централизованной и распределенной энергетики, цифровизации и создания полноценной интеллектуальной системы учета потребления энергоресурсов.

По мнению автора публикации, электроэнергетика России до сих пор не может преодолеть порог индустриальной модели (централизованное прогнозирование спроса на энергию, централизованное планирование строительства крупных объектов, централизованные инвестиции), что предопределяет чрезмерную экономическую нагрузку на конечного потребителя.  Итог – избыток мощности, чрезмерные затраты на поддержание надежности системы, перекладываемые на тех, кто еще не ушел из нее, что, кстати, ускоряет процесс стихийной децентрализации.

Качественный переход к процессам цифровизация электро- и теплоэнергетики должен стимулировать развитие рыночных механизмов и конкуренции, особенно на розничных рынках электроэнергии, за счет доступности информации для всех их участников, включая регуляторов и потребителей. Недостаточно сводить цифровизацию только к внедрению элементов автоматизации или уточнения статистики потребления. Следует придать новое качество отрасли, снизить издержки, повысить надежность и эффективность работы энергосистемы в целом, обеспечить безопасность и защищенности критически важной инфраструктуры, в том числе создание российского сегмента киберпространства; накопление и локализация данных в пределах РФ; контроль за перетоком технологических данных.

 

Воздвиженская А. Правительство внесло в Госдуму законопроект о микрогенерации [Электронный ресурс] // Российская газета. 2018. 7 ноября. URL: https://rg.ru/2018/11/07/pravitelstvo-vneslo-v-gosdumu-zakonoproekt-o-mikrogeneracii.html (дата обращения: 24.11.2018)

В федеральный закон «Об электроэнергетике» вводится понятие «объект микрогенерации» и устанавливаются критерии отнесения генерирующих объектов к этой категории. Принятие законопроекта упростит процедуру размещения объектов микрогенерации, предоставит их владельцам возможность продавать излишки вырабатываемой электроэнергии на розничных рынках.

Кроме того, проектом предусматривается наделение Правительства РФ полномочиями по определению случаев и порядка заключения сетевыми организациями договоров купли-продажи электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, в целях компенсации потерь в электрических сетях, а также существенных условий указанных договоров.

Ранее, в 2017 году Минфин разработал поправки в Налоговый кодекс, связанные с микрогенерацией. Ведомство предложило освободить от уплаты подоходного налога владельцев электростанций на ВИЭ, если они продали излишки выработанной электроэнергии не более чем на 30 тысяч рублей за год. Предполагается, что если законопроект будет принят, то срок действия льгот по НДФЛ продлится до конца 2028 года.

 

Не светом единым. Энергокомпании РФ не хотят в общий рынок ЕАЭС [Электронный ресурс] // (по материалам газеты «Коммерсантъ»  №151 от 23.08.2018) https://www.kommersant.ru/doc/3720438

Статья посвящена выявлению позиций участников Общего Электроэнергетического Рынка ЕАЭС по поводу реализации единых рыночных принципов в электроэнергетике России, Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Армении. Министерство энергетики РФ и крупные российские энергокомпаний считают преждевременным запуск единого энергорынка ЕАЭС в 2019 году. Несоразмерность масштабов и уровней интегрируемых энергорынков стран ЕАЭС приведёт к тому, что российскую энергосистему чаще будут использовать для сбыта излишков электрогенерации. Это может снизить загрузку российских мощностей, а доходы генерирующих компаний РФ, по разным оценкам, упадут на 110–135 млрд руб. в год.

Отмечается, что затраты российских потребителей не снизятся вследствие появления более дешевого предложения  импортной электроэнергии: останется обязанность оплачивать резерв мощности и надбавки к цене. Речь идет о возврате инвестиций генераторов в новые мощности (договоры на поставку мощности), платежах для зеленой генерации, надбавках для Крыма, Дальнего Востока и др.

В итоге Минэнерго РФ и крупные генкомпании предлагают перенести сроки старта ОЭР, синхронизировав его с общими рынками газа и нефти, поскольку стороны пока не согласовали базовые принципы энергорынка.

Позиции Казахстана по вопросу ОЭР ЕАЭС основаны на соблюдении принципа достаточной автономности у стран-участниц во многих, прежде всего, в коммерческих вопросах, тогда как «россияне считают, что рынок должен быть с едиными центрами и структурами». Занимая позиции многовекторного взаимовыгодного сотрудничества с разными странами мира Казахстан явно не желает, чтобы условия ОЭР ЕАЭС ограничили перспективы торгово-экономических отношений с КНР.

Позиции генкомпаний Белоруссии, Армении и Киргизии обусловлены тем, что в ЕАЭС свой газ есть лишь у РФ и Казахстана, и себестоимость электроэнергии у них будет значительно ниже, а другие генерации будут неконкурентоспособны. Кроме того, эксперты отмечают, что создание ОЭР требует проведение единой политики в области снижения энергоемкости и повышения энергоэффективности, а также гармонизации нормативно-правовой базы государств Союза (синхронизация моделей и условий рынков стран ЕАЭС).

Так как ОЭР предполагает либерализацию отрасли и в России реформы уже осуществлены, то в Казахстане идет «выборочная либерализация», в Армении процесс сопряжен с серьезными проблемами из-за долговой нагрузки отрасли, а в Киргизии произведена формальная либерализация: энергоактивы разделены, но принадлежат государству. В Белоруссии реформа по либерализации рынка электроэнергетики проводится с оглядкой  скорый ввод в эксплуатацию энергоблоков БелАЭС, которая в корне изменит структуру рынка.