ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по философии

Вступительное испытание в аспирантуру по философии проводится в очной форме в виде письменного экзамена, состоящего из эссе по тематикам вопросов для подготовки к вступительным испытаниям.

Эссе – аргументированное изложение идей на заданную тему, включающее обзор литературы (не менее пяти источников), а также выводы автора. Структура эссе: введение (1 абзац), основная часть, заключение, список ссылок.

Эссе начинается с введения, где соискатель дает краткое обоснование важности данной темы в философской науке, ее актуальность. Производится краткий анализ степени разработанности темы, раскрываются цель и задачи.

Основная часть состоит из абзацев (частей), которые отражают ключевые мысли автора. Формулировка их должна быть краткой и четкой. В основной части необходимо сослаться на труды или концепции философов (не менее пяти ссылок).

Заключение содержит краткие выводы, показывающие значение темы для философской мысли.

Идеи должны быть аргументированными. Эссе необходимо отредактировать: устранить все опечатки, орфографические ошибки и стилистические погрешности.

Объем эссе – 2 страницы.


Темы для подготовки к написанию эссе:

  1. Предмет философии.
  2. Миф, религия, философия как формы мировоззрения.
  3. Основной вопрос философии.
  4. Функции философии, ее назначение. Философия в системе культуры.
  5. Взаимоотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии.
  6. Структура философии. Специфика философского знания.
  7. Круг проблем философии.
  8. Философия Древней Индии (ведизм, буддизм, индуизм).
  9. Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).
  10. Милетская школа о первоначалах мира.
  11. Элейская школа о проблемах бытия.
  12. Научные школы и направления досократовской философии (пифагорейский союз; философия Гераклита; философия Демокрита).
  13. Сократ и его учение.
  14. Платон и его философское учение.
  15. Философские взгляды Аристотеля.
  16. Философия Парменида.
  17. Философия эллинизма: киники, неоплатонизм, стоики, эпикуреизм, скептицизм.
  18. Средневековая философия (общая характеристика). Патристика и схоластика.
  19. Философия эпохи Возрождения.
  20. Научная революция и философия XVII-XVIII  веков. Эмпиризм и рационализм.
  21. Ф. Бэкон и его философское учение.
  22. Философское учение Р. Декарта.
  23. Философские взгляды Б. Спинозы.
  24. Философские взгляды Д. Локка.
  25. Философия Просвещения XVIII в.
  26. Философия Канта, её характерные черты.
  27. Философская система и диалектика Гегеля.
  28. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
  29. Философия позитивизма и его исторические формы.
  30. Основные направления зарубежной философии XX века.
  31. Философия XIX века: основные школы и направления.
  32. Русская религиозная философия.
  33. Философия постмодернизма.
  34. Учение З. Фрейда.
  35. Категория «бытие», её философский смысл.
  36. Философское понимание материи. Структура материи.
  37. Движение и развитие. Многообразие форм движения материи.
  38. Пространство и время как всеобщие формы бытия.
  39. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.
  40. Проблема истины в философии. Критерии истины.
  41. Познание и практика.
  42. Проблемы научного познания и его специфические признаки.  
  43. Рациональное познание и его формы.
  44. Чувственное познание и его формы.
  45. Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Общественная сущность сознания. Сознание и мозг.
  46. Формы и методы научного познания.
  47. Общественное бытие и общественное сознание. Структура общественного сознания.
  48. Философские подходы к сознанию.  
  49. Диалектика как учение о взаимосвязях и развитии
  50. Законы диалектики
  51. Категории диалектики
  52. Проблема человека в философии.
  53. Человек, личность, индивид, индивидуальность.
  54. Проблема антропогенеза.
  55. Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни.
  56. Биологическое и социальное в человеке.
  57. Взаимосвязь природы и общества.
  58. Культура как мир человека.
  59. Технологические и социальные причины современного экологического кризиса и пути выхода из него. Проблема ноосферы.
  60. Глобальные проблемы современности и основные пути их решения.
  61. Формационная концепция общественного развития.
  62. Цивилизационная концепция общественного развитии.
  63. Соотношение науки и техники.
  64. Специфика научного знания и паранаука.
  65. Научный прогресс.