ПРОГРАММА вступительного экзамена в аспирантуру по философии
Вступительное испытание в аспирантуру по философии проводится в очной форме в виде письменного экзамена, состоящего из эссе по тематикам вопросов для подготовки к вступительным испытаниям.
Эссе – аргументированное изложение идей на заданную тему, включающее обзор литературы (не менее пяти источников), а также выводы автора. Структура эссе: введение (1 абзац), основная часть, заключение, список ссылок.
Эссе начинается с введения, где соискатель дает краткое обоснование важности данной темы в философской науке, ее актуальность. Производится краткий анализ степени разработанности темы, раскрываются цель и задачи.
Основная часть состоит из абзацев (частей), которые отражают ключевые мысли автора. Формулировка их должна быть краткой и четкой. В основной части необходимо сослаться на труды или концепции философов (не менее пяти ссылок).
Заключение содержит краткие выводы, показывающие значение темы для философской мысли.
Идеи должны быть аргументированными. Эссе необходимо отредактировать: устранить все опечатки, орфографические ошибки и стилистические погрешности.
Объем эссе – 2 страницы.
Темы для подготовки к написанию эссе:
- Предмет философии.
- Миф, религия, философия как формы мировоззрения.
- Основной вопрос философии.
- Функции философии, ее назначение. Философия в системе культуры.
- Взаимоотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии.
- Структура философии. Специфика философского знания.
- Круг проблем философии.
- Философия Древней Индии (ведизм, буддизм, индуизм).
- Философия Древнего Китая (конфуцианство, даосизм).
- Милетская школа о первоначалах мира.
- Элейская школа о проблемах бытия.
- Научные школы и направления досократовской философии (пифагорейский союз; философия Гераклита; философия Демокрита).
- Сократ и его учение.
- Платон и его философское учение.
- Философские взгляды Аристотеля.
- Философия Парменида.
- Философия эллинизма: киники, неоплатонизм, стоики, эпикуреизм, скептицизм.
- Средневековая философия (общая характеристика). Патристика и схоластика.
- Философия эпохи Возрождения.
- Научная революция и философия XVII-XVIII веков. Эмпиризм и рационализм.
- Ф. Бэкон и его философское учение.
- Философское учение Р. Декарта.
- Философские взгляды Б. Спинозы.
- Философские взгляды Д. Локка.
- Философия Просвещения XVIII в.
- Философия Канта, её характерные черты.
- Философская система и диалектика Гегеля.
- Антропологический материализм Л. Фейербаха.
- Философия позитивизма и его исторические формы.
- Основные направления зарубежной философии XX века.
- Философия XIX века: основные школы и направления.
- Русская религиозная философия.
- Философия постмодернизма.
- Учение З. Фрейда.
- Категория «бытие», её философский смысл.
- Философское понимание материи. Структура материи.
- Движение и развитие. Многообразие форм движения материи.
- Пространство и время как всеобщие формы бытия.
- Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.
- Проблема истины в философии. Критерии истины.
- Познание и практика.
- Проблемы научного познания и его специфические признаки.
- Рациональное познание и его формы.
- Чувственное познание и его формы.
- Развитие форм отражения в неживой и живой природе. Общественная сущность сознания. Сознание и мозг.
- Формы и методы научного познания.
- Общественное бытие и общественное сознание. Структура общественного сознания.
- Философские подходы к сознанию.
- Диалектика как учение о взаимосвязях и развитии
- Законы диалектики
- Категории диалектики
- Проблема человека в философии.
- Человек, личность, индивид, индивидуальность.
- Проблема антропогенеза.
- Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни.
- Биологическое и социальное в человеке.
- Взаимосвязь природы и общества.
- Культура как мир человека.
- Технологические и социальные причины современного экологического кризиса и пути выхода из него. Проблема ноосферы.
- Глобальные проблемы современности и основные пути их решения.
- Формационная концепция общественного развития.
- Цивилизационная концепция общественного развитии.
- Соотношение науки и техники.
- Специфика научного знания и паранаука.
- Научный прогресс.