Содействие трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется Центром карьеры практики и трудоустройства выпускников:

Профессиональная ориентация студентов с ОВЗ и инвалидов должна способствовать их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации.

На этапе обучения в Вузе:

  1. Места прохождения практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом требований доступности для данных обучающихся. При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Для прохождения практик учитывается наличие на предприятиях/организациях, являющихся базой практики, специальных условий в соответствии с характером нарушений здоровья, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей студента с ОВЗ, а также с учетом профессионального вида деятельности, характера труда и выполняемых студентом-инвалидом трудовых функций.
  2. В рамках адаптационных дисциплин предусматривается подготовка выпускников-инвалидов к трудоустройству, к следующему этапу социализации, связанному непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.
  3. Особое значение при трудоустройстве имеет подбор одной или нескольких профессий, или специальностей, доступных выпускнику в соответствии с полученным образованием, состоянием здоровья, рекомендациями, указанными в индивидуальной программе реабилитации, его собственными интересами, склонностями и способностями.
  4. Информационное сопровождение по вопросам содействия трудоустройству посредством сайта университета, через предоставление базы вакансий.
  5. Индивидуальное профессиональное консультирование.
  6. Основными формами содействия трудоустройству выпускников-инвалидов являются презентации и встречи работодателей со студентами-инвалидами старших курсов, индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги, консультации для данной категории обучающихся и родителей, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся.
  7. Эффективным является трудоустройство в конкретную организацию на квотируемые и специально оборудованные для инвалидов рабочие места (по заявкам работодателей).
  8. Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников-инвалидов осуществляются во взаимодействии с Центром занятости населения г. Казани со специалистами Главного бюро медико-социальной экспертизы , Министерства труда и социальной защита РТ, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями г. Казани (информация о мероприятиях размещается на сайте университета, сообщается каждому студенту с ОВЗ и инвалидностью лично и/или посредством эл. почты).
  9. Проведение комплекса мероприятий профессиональной и карьерной социализации, предусматривающего включенность выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ в университетские карьерные и маркетинговые мероприятия (см. план мероприятий на текущий учебный год).

Послевузовский этап социально-реабилитационного сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает:

  1. Консультирование и содействие в трудоустройстве выпускников согласно полученной в университете квалификации.
  2. Сотрудничество с общественными организациями инвалидов и потенциальными работодателями для оптимизации поддержки данной категории выпускников в последующем трудоустройстве.
  3. Предоставление помощи в рациональном трудоустройстве инвалида, т.е. в подборе видов и условий труда в соответствии с психофизиологическими особенностями и интересами выпускника.
  4. Формирование базы данных потенциальных работодателей, готовых к трудоустройству выпускника с инвалидностью.
  5. Содействие (индивидуальное сопровождение) для постановки на учет в Центр занятости населения.
  6. Помощь в подготовке резюме.

Объединяя вышеизложенное, можно выделить следующие этапы для решения проблемы трудовой занятости инвалида:

  1. Помочь человеку с инвалидностью оценить свои способности, качества, навыки и интересы, необходимые для выполнения той или иной работы;
  2. Найти подходящую работу, где эти качества, навыки и способности будут наиболее востребованы и применимы;
  3. Оценить потребности в создании специальных условий на рабочем месте и способствовать созданию этих условий;
  4. Оценить все возможные задачи (должностные обязанности), которые инвалиду необходимо выполнять на данной работе и предложить различные пути их достижения;
  5. Обучить или развить необходимые навыки для эффективного выполнения работы;
  6. Помочь инвалиду эффективно взаимодействовать с коллегами по работе;
  7. Предоставлять сотруднику с инвалидностью необходимую помощь и поддержку, содействовать в решении возникающих в процессе работы проблем.
  • Информация по образовательным программам