• Здание КГЭУ
  • Здание КГЭУ
Сведения об образовательной организации
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи

Инклюзивное образование

 

 

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В соответствии с Конвенцией ООН «О правах инвалидов», Федеральными законами «Об образовании в Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» КГЭУ проводится ряд мероприятий в целях обеспечения доступности обучения для инвалидов. Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется Университетом с учетом  особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся. Процесс обучения инвалидов и лиц с ОВЗ может осуществляться  как в общих инклюзивных группах, так и по индивидуальным программам (по необходимости).

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в университете  предусматривается (по необходимости):

• возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;

• методическая работа с преподавателями;

• организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися;

• оказание содействия инвалидам и лицам с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д.

Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ применяются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для обучающихся с ОВЗ по слуху предусматривается применение видеотехники, мультимедийной техники и другие средства передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями слуха. Для обучающихся с ОВЗ по зрению предусматривается применение средств передачи информации в доступных формах для лиц с нарушениями зрения. В компьютерных классах установлена программа NVDA, которая позволяет работать на компьютере и в интернете. Программа читает все, что находиться на экране с помощью встроенного синтезатора речи. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями могут проводиться индивидуальные консультации, в том числе с использованием сети Интернет.

В университете создана информационно-образовательная среда, позволяющая обучающимся разных категорий получать доступ к электронным образовательным ресурсам, как внутри университета, так и за его пределами.

Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ в случае необходимости устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

В университете разработаны модульные учебные планы по ОП бакалавриата, в которые включен комплексный модуль «Основы здоровьесбережения», содержащий такие дисциплины как: «Безопасность жизнедеятельности», «Физическая культура и спорт», «Здоровый образ жизни и экология человека» и элективные дисциплины по физической культуре и спорту, в том числе дисциплина «Адаптивная физическая культура». Занятия учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» для студентов с ОВЗ и инвалидов проводятся со специальным спортивным инвентарем (набивные мячи 1, 2, 3 кг, массажеры и т.п.), а также соответствующей аппаратурой (тонометр и др.).

В университете ведется планомерная работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям категорий инвалидов и лиц с ОВЗ: с нарушением зрения; с нарушением слуха; с ограничением двигательных функций. Обеспечение доступности объектов университета подтверждается Паспортами доступности на объекты социальной инфраструктуры и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, расположенные на территории КГЭУ. В КГЭУ созданы технические возможности по предоставлению образовательных услуг обучающимся, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата.

Корпус А оснащен средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1) мобильный гусеничный лестничный подъемник, с помощью которого решена проблема транспортировки обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата к учебным аудиториям на любой этаж;

2) информационно-тактильные знаки,  в том числе информационно-тактильная вывеска с дублированием информации шрифтом Брайля о наименовании и режиме работы КГЭУ, установлены на входе в корпус;

3) установлены мнемосхемы на первом этаже, с нанесенными на них путями следования для инвалидов и лиц с ОВЗ;

4) учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы с информационно-тактильной вывеской с дублированием информации шрифтом Брайля о наименовании помещения и с широкими проходами между рядами парт;

5) контрастная противоскользящая наклейка «желтая лента» имеется на крайних ступенях лестницы;

6) рабочие столы для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата имеются в учебной аудитории № 323 и в читальном зале.   

Корпус Б обеспечивающими беспрепятственный доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1) утепленный переход между корпусами Б и А;

2) учебная аудитория №100  для проведения занятий по физической культуре и спорту с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов расположена на первом этаже корпуса.

Корпус В обеспечивающими беспрепятственный доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1) стационарный подъемник для обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата установлен на входе в корпус;

2) информационно-тактильные знаки, в том числе информационно-тактильная вывеска с дублированием информации шрифтом Брайля о наименовании и режиме работы КГЭУ, установлены на входе в корпус;

3) установлены мнемосхемы на первом этаже, с нанесенными на них путями следования для инвалидов и лиц с ОВЗ;

4) лифты, размеры кабин и дверные проемы которых позволяют обучающемуся с нарушением опорно-двигательного аппарата маневрировать в кабине, установлены в корпусе;

5) учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы с информационно-тактильной вывеской с дублированием информации шрифтом Брайля о наименовании помещения и с широкими проходами между рядами парт;

6) рабочие столы для обучающихся с нарушени-ем опорно-двигательного аппарата размещены в учебных аудиториях №103  и №613;

7) утепленный переход между корпусом В, корпусом А и корпусом Д.

Корпус Д оснащен следующими средствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1) пандус, поручни имеются на входе в корпус;

2) информационно-тактильные знаки, в том числе информационно-тактильная вывеска с дублированием информации шрифтом Брайля о наименовании и режиме работы КГЭУ, установлены на входе в корпус;

3) установлены мнемосхемы на первом этаже, с нанесенными на них путями следования для инвалидов и лиц с ОВЗ;

4) лифты и специализированные санузлы, размеры и дверные проемы которых позволяют обучающемуся с нарушением опорно-двигательного аппарата маневрировать, установлены в корпусе;

5) учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, семинарского типа, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, самостоятельной работы с информационно-тактильной вывеской с дублированием информации шрифтом Брайля о наименовании помещения и с широкими проходами между рядами парт;

6) утепленный  переход между учебно-лабораторным корпусом и корпусом В.

 Сайт университета имеет возможность доступного пользования для слабовидящих абитуриентов и студентов.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, поступающими в университет, начинается в приемной комиссии университета. Прием документов у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организован по адресу: ул.Красносельская, 51, корпус «В».

С целью формирования благоприятных условий для социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения их прав на доступное и качественное образование, создания условий для повышения эффективности трудоустройства выпускников с ОВЗ с учетом их индивидуальных потребностей разработана Программа содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинское, оздоровительное сопровождение, материальная и социальная поддержка обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется в соответствии с программой индивидуальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываемой для конкретного обучающегося.

 

В октябре 2017 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве с Вятским государственным университетом (Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ) по вопросам развития инклюзивного ВО, повышения доступности и качества ВО для лиц с инвалидностью и Дорожная карта взаимодействия двух университетов по развитию инклюзивного ВО. Одним из пунктов соглашения являлось предоставление услуг Центра коллективного пользования специальных технических средств обучения лиц с инвалидностью нашему университету.

В рамках деятельности Ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ организована работа call-центра с целью консультационной поддержки субъектов инклюзивного образования (тел. call-центра: 8 800 222 0578)

 

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 (с изменениями от 17 мая 2017 г. № 575) "Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновлению информации об образовательной организации"  на официальном сайте размещена следующая информация:

о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе:

- наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе присобленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

 

- условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 

- условия охраны здоровья обучающихся в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

 

- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленым для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

 

- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;

 

- о наличии общежития, интернета, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количестве жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся, формировании платы за проживание в общежитии.

 

Общежитие № 3

 

 

 

 

Общежитие № 1 и № 2

 

 

 

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

 

Особые права при приеме на обучение по программам бакалавриата

 

Контактная информация по вопросам инклюзивного образования

 

ПАСПОРТА ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ КГЭУ

Паспорт доступности для инвалидов (корпус А)

Паспорт доступности для инвалидов (корпус Б)

Паспорт доступности для инвалидов (корпус В)

Паспорт доступности для инвалидов (корпус Г)

Паспорт доступности для инвалидов (корпус Д)

Паспорт доступности для инвалидов (корпус Е)

Паспорт доступности для инвалидов (общежитие №1)

Паспорт доступности для инвалидов (общежитие №2)

Паспорт доступности для инвалидов (общежитие №3)

 

ПРОГРАММЫ, ПЛАНЫ

План мероприятий по инклюзивному образованию лиц с ОВЗ и инвалидов на 2017-2018 уч.год

Программа содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ КГЭУ

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Федеральные законы

• Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)

• Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

 

ПОСТАНОВЛЕНИЯ

• Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 (ред. от 25.05.2016) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы"

• Постановление Правительства РФ от 06.08.2015 N 805 "О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом"

• Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

 

ПРИКАЗЫ

• Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.12.2015 N 40000)

• Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067)

• Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.07.2013 N 29200)

• Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N 30468)

 

ПРОЧЕЕ

• Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N ВК-270/07 "Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования" (вместе с "Разъяснениями по вопросам исполнения приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г. N 1309 "Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи" и от 2 декабря 2015 г. N 1399 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования")

• ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 декабря 1996 г. N 1449 О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА ИНВАЛИДОВ К ИНФОРМАЦИИ И ОБЪЕКТАМ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ