Сведения об образовательной организации
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи

Отчет по гранту РГНФ № 14-13-16003

Краткий отчет по гранту РГНФ «Проблема выбора профессии и отношение к образованию у молодежи (на примере Республики Татарстан)»

 

Коллективом проанализирован эмпирический материал о мотивациях старшеклассников при выборе профессии. Исследования проведены методом анкетирования. Сбор материала  осуществлен  в сельских школах пяти муниципальных районов  и городских школах четырех городов Республики Татарстан. Оригинальная анкета из 34 вопросов, раскрывающие личную информацию о старшеклассниках, об их семье,  предпочтениях,  будущей профессии и профессиональных намерениях. В анкетировании приняли участие 1080  учеников, возраст – от 16 до 18 лет, юношей - 41%, девушек -59%. Из сельских школ - 47%, из них 37% муж., 63% жен., из городских школ составили 53%, из них 45% муж., 55% жен.  

Результаты. Изучен количественный состав семьи: большинство семей состоят из 4-х человек. Первым ребенком в семье является 45%/47% (соответственно село/город) респондентов, вторым – 39%/29%, третьим – 12%/16%, четвертым – 4%/6%, пятым и более - 0.

В рамках проекта проведен анализ влияния социальных, экономических факторов и личностных ориентиров на выбор профессии. Было установлено, что решающим при выборе профессии являются материальные мотивы, личностный ориентир, утилитарный аспект. Результаты показывают, что опрошенная молодежь стремится к получению профессии, которая обеспечивала бы им стабильное будущее, и была им интересна, при этом не важно, престижная она или нет. На основании количественных данных предложена шкала интенсивности (индекса) влияния их на стадии выбора профессии у старшеклассников. В целом, большинство школьников (51%/37%) не видят препятствий для получения образования, часть учащихся (23%/27%) отметили барьером «недостаточность школьных знаний». 19% респондентов, проживающих в сельских районах, одним из существенных барьеров назвали «проживание в другом городе». Часть опрошенных (14%/  7%)  опасаются языкового барьера. Также проанализирована самооценка старшеклассниками  индивидуально-личностных качеств  при выборе профессии.

Был исследован вопрос выбора учебного заведения. 17% старшеклассников выбирают начальное и среднее профессиональное образование, 83% - высшее образование. Можно предположить, что это происходит под влиянием современной тенденции «погоней» за высшим образованием.

Нами были выявлены  факторы, которые старшеклассники оценивают значимым в своей жизни и определено место профессиональной деятельности среди них. Выстроена шкала значимости различных факторов и индекс его проявления (ИП, максимальное значение ИП - 100). Профессиональную деятельность старшеклассники ставят на 4-е место с ИП 18/21 (соответственно село/город). Первое место занимает «жизненный успех» (ИП 34/31). Причем, «жизненный успех» как считают и сельские, и городские школьники зависит в самую первую очередь от целеустремленности (ИП 61/42), далее – от наличия высшего образования (ИП 30/33). На втором месте по приоритету шкалы значимости факторов в жизни стоит высокооплачиваемая работа (ИП 27/25), на третьем месте – материальная обеспеченность (23/22). Далее по убыванию значимости находится престиж (ИП 21/22) и статус (20/18). «Независимость  принятия решений» по приоритету занимает последнее место с ИП 38/35.

Информированность и источники информации о будущей профессии. Информацию о требованиях к профессии знают 36%/33% учащихся. «Узнаю, когда поступлю учиться» ответили 14%/14%. Большинство - 42%/43% знают общие требования к выбираемой профессии.

65%/59% учащихся информацию о выбираемой профессии получают из Интернета, 13%/18% от родителей, 7%/10% от представителей учебных заведений, 6%/7% от представителей выбранной профессии, 4%/2% от телепередач, 4%/1% на уроках профориентации