Кафедра "История и педагогика"
Кафедра "История и педагогика" образовалась в 2015 г. кафедра, в результате объединения двух кафедр: «Истории, культурологии и архововедения» и "Педагогики и психологии профессионального образования"
История кафедры.
Кафедра "История, культурология и архивоведения".
Была организована в 2008 году в результате слияния кафедры "Культурологии" и "История и архивоведение". Заведующим кафедрой бала назначена кандидат философских наук, профессор Нуриахметова Флюра Мубаракзяновна.
Кафедра "Культурология" была создана в 2000 году ка выпускающая по подготовке специалистов с присвоением квалификации "Культуролог". Выдающийся вклад в создание и развитие кафедры внес ее основатель - доктор культурологии, профессор Рамзи Галимзянови Нугманов, руководившей ею с 2000 по 2008 г.
Кафедральный коллектив "История и архивное дело" был создан в 2003 году, первым руководителем был кадидат исторических наук, начальник Главного архивного управления при кабинете Министров РТ Шарафутдинов Дамир Рауфович. Кафедра осуществляла подготовку специалистов по направлению 030400 "История", специальность 030402.65 "Историко-архивоведение" по очной и заочной форме обучения. Выпускники кафедры работают в различных организациях сферы культуры: - Национальная библиотека РТ, ГБУ «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан»; в Государственных . Ведомственных и муниципальных архивах Республики Татарстан и др.
Кафедра "Педагогика и психология профессионального образования."
31 января 2002 года решением Ученого Совета КГЭУ была организована кафедра "Педагогика высшей школы" (ПВШ). С момента открытия и по настоящее время исполняет обязанности заведующего кафедрой доктор педагогических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Матушанский Григорий Ушерович.
С февраля 2002 года в КГЭУ было организовано обучение аспирантов вуза по направлению "Преподаватель высшей школы" с выдачей диплома о профессиональной переподготовке и присвоением дополнительной квалификации.
В связи с расширением перечня психологических дисциплин весной 2006 года кафедра была переименована в кафедру «Педагогика и психология профессионального образования» (ПППО).
В 2009 году на кафедре залицензирована аспирантура по специальности 13.00.08. – Теория и методика профессионального образования, в 2015 году аспирантура по направлению подготовки 44.06.01. - Образование и педагогические науки, направленность 13.00.08. – Теория и методика профессионального образования. В настоящий момент здесь проходят обучение 2 аспирант заочной формы обучения.
Основные направления деятельности кафедры "История и педагогика"
Целью работы кафедры «История и педагогика» является подготовка профессионально-компетентных и конкурентоспособных выпускников, обладающих высокими нравственными качествами и коммуникативной культурой, с учетом современных достижений в области истории, инновационной педагогики, психологии в условиях динамично меняющихся потребностей рынка труда.
I. Учебная деятельность
На дисциплинах, преподаваемых педагогами кафедры студенты овладевают знаниями и умениями в области отечественной истории, способами управления собственной деятельности и самообразованием, участвуют в обучающих (ролевых, ситуативных, деловых) играх, тренингах, выполняют творческие работы.
Преподаватели кафедры ведут занятия у обчающихся всех уровней образовани:
БАКАЛАВРИАТ
Дисциплины: «История», «История России. Всеобщая история», «Культурология и межкультурные коммуникации», «Технологии самоорганизации и самообразования»,«Основы российской государственности»
МАГИСТРАТУРА
Дисциплины: «Планирование и организация научного исследования», «Педагогика высшей школы»
АСПИРАНТУРА
Дисциплины: «Организационно-педагогические основы системы образования», «Технологии профессионально-ориентированного образования», «Психология высшего образования» и др.
Преподавателями кафедры за период с 2000 года подготовлены более 20 учебных и учебно-методических пособий по преподаваемым дисциплинам, одно учебное пособие с Грифом МОиН РФ:
Матушанский Г.У., Таратонова Е.Е., Бакеева Р.Ф. Управление качеством дополнительного профессионального образования: учеб. пособие / Г.У. Матушанский, Е.Е. Таратонова, Р.Ф. Бакеева. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2008. – 220 с.
Для полноценной организации учебного процесса и помощи обучающимся в изучении дисциплин разработаны и эффективно используются в учебном процессе Дистанционные курсы на площадке MOODL.
Учебно-методические материалы кафедры используются в различных направлениях деятельности:
Матушанский Г.У., Сулейманова А.Р. Образовательные программы российской аспирантуры и европейской докторантуры в области педагогики: Учеб. пособие / Г.У. Матушанский, А.Р. Сулейманова. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2012. - 99с.
Матушанский Г.У., Фролов А.Г., Завада Г.В. Учебно-методическое обеспечение дополнительной профессиональной образовательной программы по направлению "Преподаватель высшей школы": Учебно-метод. пособие / Г.У. Матушанский, А.Г. Фролов, Г.В. Завада, Г.И. Кирилова, А.В. Юсупова, Э.М. Бурцева, О.В. Бушмина, И.Ф. Бурганова, Л.М. Романова, А.Г. Матушанская. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011. – 120 с.
Нуриахметова Ф.М. История и философия реформации ислама. Монография / Ф.М. Нуриахметова. – Казань: КГЭУ, 2013. – 138 с.
II. Научная деятельность
Основные направления научных исследований кафедры:
- Инновационные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин в техническом университете.
- Теория и методика профессионального образования
- Актуальные проблемы современной истории и преподавания истории в техническом университете.
- История и теория религии, эволюция и современные проблемы религии, межконфессиональные и межэтнические отношения, мультикультурализм, история и философия ислама.
- Современная отечественная история, экономическая история, история предпринимательства, история благотворительности.
- Актуальные проблемы теоретического и практического архивоведения. Археографические правила издания исторических документов. Архивное законодательство. Подготовка современных научных публикаций документов
- Проблемы деятельности и подготовки преподавателя высшей школы.
- Компетентностная подготовка преподавателей высшей школы в системе повышения квалификации
- Современные образовательные технологии в вузе
- Исследования в области родительства и детства. Традиционная этнография.
На кафедре ведется подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации (в аспирантуре) по направлению:
5.8.7 - Методология и технологии профессионального образования
III. Дополнительное образование
С 2006 года кафедра осуществляет профессиональную переподготовку практических работников архивной сферы республики по программе «Историко-архивоведение» (более 500 час.), повышение квалификации по программе «Архивы организации» (72 часа).
На основе сотрудничества с Институтом дополнительного образования реализуются программы повышения квалификации преподавателей вузов ("Интерактивные образовательные методы и технологии в высшей школе", "Школа куратора" и др.) и программы профессиональной переподготовки ("Преподаватель высшей школы" и "Профессиональное образование (по отраслям)").
IV. Профориентационная работа
В рамках научно-исследовательской работы студентов (НИРС) на кафедре создан студенческий кружок «Наследие Казани».
В рамках работы кружка «Наследие Казани» студентами и магистрантами было опубликовано более 60 печатных работ.
V. Интернет олимпиада по «Истории России», олимпиада «Колесо истории» для иностранных студентов
Начиная с 2013 года ежегодно студенты КГЭУ участвуют в Международной интернет олимпиаде по «Истории России», которая проходит в несколько этапов:
- университетском,
- региональном и
- всесоюзном уровнях.
Подготовкой студентов занимается доцент кафедры Табейкина Е.К.
С 2020 года на кафедре проводится межвузовская олимпиада «Колесо истории» для иностранных студентов.