Сведения об образовательной организации
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи

Профиль: Проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования электромобилей, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры

Образовательная программа по направлению подготовки магистров

 

13.04.02 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

 

МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ, БЕСПИЛОТНОГО ТРАНСПОРТА И ЗАРЯДНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

 

Нормативные сроки получения образования:

очная форма обучения – 2 года (бюджетных мест - 12),

заочная форма обучения – 2,5 года (бюджетных мест - нет).

 

 

Кафедра «Электротехнические комплексы и системы» (ЭТКС)

Телефон: +7 (843) 519-43-54

Заведующий кафедрой – Павлов Павел Павлович

E-mail: kgeu-et@yandex.ru

 

Целенаправленная политика развитых стран по глобальной трансформации современные транспортных систем на основе электромобильного и беспилотного транспорта, определяет необходимость переходу к новому технологическому и промышленному укладу, важной особенностью которого станет альтернативный топливно-энергетический баланс.

В настоящее время по всему миру быстро растет общий объем инвестиций в производство электромобильного и беспилотного транспорта и создание инфраструктуры для него. Идущие преобразования затронут не только отрасль транспорта, но и связанные с ней сегменты смежных отраслей. Принятие стандартов углеродной нейтральности, использование искусственного интеллекта, а также интеграция принципиально новой инфраструктуры и новых видов транспорта в повседневную жизнь потребуют развития сопутствующих технологий, глубокой модернизации существующих и создания новых производств для широко спектра отраслевых задач: разработка и производство электротранспорта, беспилотных транспортных средств и их компонентов, организация энергетической и информационной инфраструктуры, обеспечение кибербезопасности, утилизация и др.

В условиях быстрого развития и совершенствования электромобильного и беспилотного транспорта решающую роль играет подготовка квалифицированных кадров, способных в короткие сроки освоить сложное электротехническое и телекоммуникационное оборудование транспортных средств, а также необходимой энергетической и информационной инфраструктуры, научиться понимать взаимодействие их элементов и поддерживать необходимый уровень технической готовности при эксплуатации.Основная образовательная программа магистратуры (далее – магистерская программа) «Проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования электромобилей, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры» реализуется ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (КГЭУ), разработана выпускающей кафедрой «Электротехнические комплексы и системы» и представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную КГЭУ с учетом требований рынка труда, на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.

Магистерская программа «Проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования электромобилей, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов в области электромобильного, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры.

 

Область профессиональной деятельности выпускника

К области  профессиональной деятельности, в которых выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность, относятся: электромобильный, беспилотный транспорт и зарядная инфраструктура, в сфере проектирования и эксплуатации его электротехнического оборудования.

 

Объекты профессиональной деятельности выпускника

Выпускники профиля могут работать руководителями (главный инженер, начальник цеха/отдела), специалистами (инженер-конструктор, руководитель проекта, технолог, менеджер):

- на производственных предприятиях транспортной отрасли, выпускающих электромобильный и беспилотный транспорт;

- в ремонтных и эксплуатационных подразделениях железнодорожного и городского электротранспорта;

- на автотранспортных и авторемонтных предприятиях, обслуживающих беспилотный и подключенный транспорт;

- на электромашиностроительных заводах, выпускающих тяговые электрические машины и силовые преобразователи;

- в электроэнергетических сетях, обслуживающих зарядную инфраструктуру электромобилей;

- в организациях по продаже промышленного электрического и телекоммуникационного оборудования для транспортной инфраструктуры.

 

Обучение по направлению «Проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования электромобилей, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры» предполагает подготовку выпускника кафедры для работы в качестве инженерно-технического персонала, обладающего компетенциями в сфере проектирования, внедрения, изготовления, эксплуатации и ремонта электрического, беспилотного и подключенного транспорта, систем энергообеспечения транспортной системы, электрического и телекоммуникационного оборудования и сетей транспортной инфраструктуры, бортовых источников и накопителей энергии транспортных средств, силовых преобразователей и тягового электрического привода, электрического и беспилотного подвижной состав городского общественного транспорта, беспилотного индивидуального транспортного средства, гибридных автомобилей, электромобилей и зарядных станций.

 

Государственная итоговая аттестация

Государственная итоговая аттестация выпускника магистратуры КГЭУ является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объёме и проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации и государственного экзамена.

Выпускная квалификационная работа магистра выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр.

При выполнении и публичной защите выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Требования к содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работе магистра приведены в оценочных средствах государственной итоговой аттестации по данной программе.

 

ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ

 

 

 

Руководитель программы бакалавриата:

Хизбуллин Роберт Накибович, кафедра «Электротехнические комплексы и системы»,

 кандидат технических наук, доцент.

 

Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.

Мировой рынок электромобилей даже в период пандемии показал рост на фоне повышения стоимости и падения продаж автотранспорта. Автоконцерны еженедельно анонсируют новые модели электромобилей и декларируют отказ от двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Большинство крупных автопроизводителей стран Европы, Азии, Северной Америки прекращают выпуск автотранспорта с ДВС, как грузового, так и легкового, в течение ближайших 10–15 лет. Одновременно более чем в 20 государствах, включая страны Европы, Китай, Индию, Японию, Южную Корею и др., уже приняты или готовятся к принятию ограничительные меры, касающиеся производства и продаж транспорта с жидким топливом. Все это обусловлено тем, что на транспортный сектор приходится 23 % всех выбросов парниковых газов в мире. Сокращение выбросов за счет электрификации транспорта - ключевой пункт Парижского соглашения, участником которого является и Россия.

В настоящее время Правительство РФ разработало программу развития отечественного электротранспорта, в том числе и за счет ограничения импорта и требований обязательной локализации батареи и тяговых электродвигателей. Наряду с электромобильным в России активно развивается и беспилотный транспорт. На заседании президиума Совета при Президенте РФ была одобрена стратегия по инновационному развитию транспорта в России. Одной из ее целей является развитие рынка частично и полностью беспилотных транспортных средств с долей отечественных производителей 60 % к 2035 г.

Подготовка специалистов в области электрического транспорта на базе энергетического университета дает наиболее глубокую подготовку в области энергетики. Студенты изучают не только аспекты передачи электроэнергии, но также получают знания по основам технологии производства тепловой и электрической энергии, получают знания по современным основам технологии производства, эксплуатации и обслуживанию электромобильного траснспотрта и зарядной инфраструктуры.

В процессе обучения студенты получают фундаментально образование по математике, информатике, математическому моделированию, прикладному и системному программированию, компьютерному делопроизводству и компьютерной графике, по применению прикладных программ (Matlab, MathCAD, Mathematica, LabView, Statistica и др.) и баз данных для решения инженерных задач, а также по интеллектуальным системам, информационным технологиям, включая интернет-технологии.

Научно-исследовательская работа кафедры развивается по следующим направлениям:

- показатели качества электрической энергии;

- разработка высокомоментных двигателей;

- разработка гибридного привода для автомобильного транспорта;

- разработка многоимпульсных выпрямительных установок;

- надежность аппаратуры управления сложных технических систем;

- восстановление, ремонт и диагностирование приборов и аппаратуры;

- прогнозирование технического состояния приборов и аппаратуры

- повышение надежности и экономичности тягового электродвигателя электромобилей.

Выпускающая кафедра «Электротехнические комплексы и системы» обладает современной учебной и лабораторной базой. Эффективному освоению навыков и умений, а также получению профессиональных компетенции способствуют высокопрофессиональный педагогический коллектив кафедры. Предусмотренные учебным планом практики организуются на ведущих предприятиях Республики Татарстан и России.

 

 

 

ПАРТНЕРЫ

Зарубежные и российские партнеры

 

Для студентов старших курсов магистратуры действует система поддержки академической мобильности. Магистранты получают возможность пройти одну или несколько стажировок в ведущих университетах России и мира на период  до одного года.

Кафедра имеет прочно налаженные связи со следующими университетами:

 Vysoké učení technické v Brně (Чехия),

 Ho Chi Minh city university of transport (Вьетнам),

 Technical University of Sofia (Болгария),

 НГТУ (Новосибирск),

 МЭИ (Москва),

 ПГУПС Императора Александра I (Санкт Петербург).

 

Базы прохождения практик

 

Кафедра имеет многолетние устойчивые научно-технические связи  со многими научными коллективами, промышленными предприятиями и коммерческими фирмами транспортной отрасли. Магистранты проходят научно-производственную практику на таких организациях как:

              предприятиями энергетической отрасли (ПАО «Россети», АО «Татэнерго», АО "Сетевая компания", АО "Татэлектромонтаж");.

 предприятия городского электрического транспорта   (Казань, Набережные Челны, Санкт-Петербург, Москва);

 производственные предприятия (ПАО «Камаз», ЗАО «Акку-фертриб», ГК «Татэлектромаш», ООО «Феникс Контакт РУС»).

 

В целях повышение качества подготовки бакалавров путем усиления практической направленности образовательного процесса, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения совместно с предприятиями-партнерами на кафедре ЭТКС создана научно-учебная лаборатория по исследованию и тестированию электротехнического оборудования электромобилей и зарядной инфраструктуры. Особенностью данной лаборатории является организация учебного процесса на реально функционирующей зарядной станции и действующей модель модели электромобиля.

 

ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ

 

Цель магистерской программы «Проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования электромобилей, беспилотного транспорта и зарядной инфраструктуры»: формирование у студента общекультурных и общепрофессиональных компетенций, основанных на общенаучных знаниях, позволяющих ему успешно трудиться в избранной сфере деятельности, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, и профессиональных компетенций для видов деятельности: научно-исследовательская, проектно-конструкторская, организационно-управленческая, педагогическая, монтажно-наладочная, сервисно-эксплуатационная в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.

 

Первый год обучения

На первом курсе студенты проходят обязательную подготовку по дисциплинам общего цикла, математические дисциплины и дисциплины из профессионального цикла.

Второй год обучения

На втором году обучения студенты продолжают изучать дисциплины профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа магистра выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр.

При реализации ООП магистратуры используются специальные помещения, которые представляют собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, дипломного и курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ИСУ «КГЭУ».

 

ДИСЦИПЛИНЫ:

 

Обязательная (базовая) часть:

 

  • Философия науки и техники
  • Техногенная безопасность
  • Теория и практика саморазвития
  • Теория и практика научных исследований в электроэнергетике
  • Иностранный язык в профессиональной сфере
  • Энергетическая политика
  • Математические методы моделирования и прогнозирования
  • Управление проектами в энергетике

 

Дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений:

 

  • Техническая эксплуатация электромобильного транспорта и зарядной инфраструктуры
  • Системы интеллектуального мониторинга электротехнического оборудования электромобилей и зарядной инфраструктуры
  • Системы автоматического регулирования и управления электромобильного транспорта
  • Интеллектуальные транспортные системы
  • Зарядные станции и элементы инфраструктуры для электромобилей
  • Проектирование электротехнического оборудования беспилотного электротранспорта
  • Автоматизированное проектирование и компьютерное моделирование электромобильных систем
  • Элективные дисциплины (модули)
  • Машинное обучение в системах управления электротранспорта
  • Электромагнитная совместимость на электротранспорте

 

ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

ДОКУМЕНТЫ

 

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» для уровня высшего образования - магистратура, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 1500; http://fgosvo.ru/Elektroenergetika.pdf

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367;

- нормативно-методические документы Минобрнауки России;

- Устав ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» https://kgeu.ru/Document/GetDocument/66311e75-61af-4415-a109-5688ccc09cc9;

- локальные акты ФГБОУ ВО «КГЭУ».

- Лицензия https://kgeu.ru/Document/GetDocument/70f932d7-a2bd-487a-acd4-d0088eeb07c6;

- Свидетельство о государственной аккредитации, приложение к свидетельству о государственной аккредитации https://kgeu.ru/Document/GetDocument/b639b3f9-f21d-4c84-8fcd-dab6228ffb2e;

- Правила приема в магистратуру на 2019-2020 учебный год https://kgeu.ru/Document/GetDocument/99cc9aaa-caf0-4329-9510-bbdf8945080b;

- Учебный план https://kgeu.ru/Sveden/OpInfo10?year=2018.

   

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Учебно-методическое и библиотечно-информационное обслуживание студентов и преподавателей при реализации магистерской по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» обеспечивается:

- индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам «Лань», «НЭЛБУК», «Айбукс», к электронной информационно-образовательной среде ИСУ «КГЭУ», к модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среде LMS Moodle. Электронно-библиотечная система, электронная информационно-образовательная среда, объектно-ориентированная динамическая обучающая среда LMS Moodle обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории университета, так и вне ее. ИСУ «КГЭУ» и LMS Moodle обеспечивают доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». ЭБС и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры;

- комплектом лицензионного программного обеспечения, представленным в ИСУ «КГЭУ»;

- доступом (удаленным доступом) к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определен в рабочих программах дисциплин (модулей).