Сведения об образовательной организации
Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи

Описание образовательной программы

 

 

К Г Э У МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБО ВО «КГЭУ»)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

______________Э.Ю. Абдуллазянов

«___» _________ 20____ г.

 

 

Характеристика

образовательной программы академическогобакалавриата

 

 

 

Направление подготовки

39.03.01Социология

 

 

Образовательная программа

Экономическая социологияи маркетинг

 

 

Виды профессиональной деятельности

Основная

 

 

Квалификация

Бакалавр,

 

Форма обучения

Очная, заочная

 

Казань – 2018

 

1. Общая характеристика образовательной программы

 

1.1. Цель (миссия) ОП бакалавриата по направлению подготовки 39.03.01 «Социология»: формирование у студентов профессиональной социологической компетентности в содержании теоретических основ социологической науки, а также в прикладных исследовательских вопросах, информационной мобильности, свободного владения социологическими методами, инструментарием, первичным анализом в условиях социальных организаций.ОП бакалавриата по социологии ставит своей целью содействовать развитию у студентов внутренней творческой свободы; умения работать индивидуально и в коллективе, особенно важно для социолога в организации уметь работать в объединениях типа адхократического коллектива, экспертной группы и т. п.; умение критически осмысливать и анализировать происходящие социально-экономические и политические события; формирование собственной точки зрения (видения событий), и самостоятельная критическая выработка отношения, самоанализ (особенно профессиональных действий); «социальной ответственности, помнить о том, что его рекомендации, выводы, действия могут оказать существенное влияние на жизнь индивидов, социальных групп и общества в целом» (Профессиональный кодекс социолога).

 

1.2. Краткая характеристика ОП

 

Образовательная программа (ОП) бакалавриата, реализуемая ФГБОУ  ВО «Казанский государственный энергетический университет» по профилю «Экономическая социологияи маркетинг» направления подготовки 39.03.01 «Социология», разработанная выпускающей кафедрой «Социология» представляет собой комплекс основных характеристик образования, организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, паспорта компетенций, программы формирования компетенций, рабочих программ дисциплин и практик, программы государственной итоговой аттестации, фондов оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, учебных и методических материалов, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

 

1.3. Основные показатели ОП (сроки освоения, доступные формы обучения, трудоемкость в зачетных единицах, язык(и) получения образования по ОП)

 

 

Срок освоения ОПбакалавриата по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» по очной форме обучения составляет 4 года, по заочной форме – 5 лет.

5. Объем ОП определятся как трудоемкость учебной нагрузки студента при освоении ОП, и составляет 208 зачетных единиц за весь период обучения (включает все виды учебной деятельности студента, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения), за исключением факультативных дисциплин.

Зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам или 27 астрономическим часам.

Объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, не включая объем факультативных дисциплин, при очной форме обучения составляет 60 зачетных единиц, за исключением случаев: при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при реализации ОП с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при использовании сетевой формы реализации ОП, при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также при обучении по индивидуальному учебному плану

 

2. Описание преимуществ и особенностей ОП с точки зрения позиционирования на рынке образовательных услуг, анализа и потребности рынка труда в выпускниках данной ОП

Область профессиональной деятельности бакалавров включает:

 изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами;

 использование методологии, методики и техники проведения социологического исследования в условиях предприятий энергетической отрасли, с использованием компьютерных технологий для обработки статистических данных;

 квалифицированный анализ современных социальных и трудовых проблем в рамках предприятий энергетической отрасли Республики Татарстан;

 применение методики и технологии создания и использования моделей прогнозирования экономических и социальных явлений.

Возможные места работы:

 на административных должностях в организациях различных форм собственности, в том числе на предприятиях энергетики в области управленческой деятельности;

 в аналитических маркетинговых и социологических центрах, фирмах и консалтинговых кампаниях;

 в государственных органах федерального и муниципального уровня;

 в центрах избирательных кампаний и пресс-службах политических организаций;

 в сфере PublicRelations;

 в научно-исследовательских институтах, социологических и маркетинговых службах;

 в средних и высших учебных заведения на административных должностях;

 в организациях проектно-аналитической и экспертно-консультационной деятельности;

 в отделах маркетинга, управления персоналом и многое др.

 Выпускники кафедры "Социологии, политологии и права" КГЭУ работают в современных, высокотехнологичных и инновационных областях производства, науки, в государственных структурах:

 ОАО «Сетевая компания»,

 ОАО «Татэлектромонтаж»;

 ООО «Газпром трансгаз Казань»,

 ОАО «Татнефть»;

 ГБУ «Центр перспективных экономических исследований» Академии наук РТ,

 ГУ «Научно-исследовательский центр семьи и демографии» Академии наук РТ,

 «Республиканский центр молодежных, инновационных и профилактических программ» Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ,

 Управление ЗАГС Кабинета Министров РТ,

 Центр социального обслуживания населения «Гармония»,

 Центр социальной помощи семье и детям «Гаилэ»,

 Районные отделы социальной защиты и обслуживания населения г. Казани;

 преподают и продолжают обучение в аспирантурах: ФГОУ «Казанский государственный энергетический университет», ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», ГБОУ ВПО «Альметьевский государственный нефтяной институт» и др.

 

3.Документы для разработки ОП

 

Приказ от 12 ноября 2015 г. N 1328 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 39.03.01 Социология (уровень бакалавриата) (В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069).

 

4. Требования к абитуриенту

 

К освоению ОП допускаются лица, имеющие среднее общее образование. Для зачисления на обучение поОП абитуриент должен пройти конкурсный отбор, предусмотренный Правилами приема в ФГБОУ ВО «КГЭУ».

 

5. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОП

5.1. Область и объекты профессиональной деятельности выпускника: социально-экономические процессы и структуры на макро- и микро-уровнях, социальные общности и социальные отношения внутри  этих общностей и между ними,  экономическое поведение населения, общественное сознание,а также результаты и способы воздействия на них; социально-экономические проблемы, отношения, социально-профессиональные и трудовые конфликты в рамках предприятий энергетической отрасли республики.

 

5.2. Виды и задачи профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник

Бакалавр по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

 научно-исследовательская деятельность (осуществление последовательности действий, направленных на получение нового знания об объектах профессиональной деятельности);

 производственно-прикладная деятельность (оценка результативности и последствий социальной и экономической политики, социальная экспертиза; просветительская, информационная и консультационная работа в органах власти и управления, учреждениях образования, культуры, здравоохранения, а также в области социальных коммуникаций и других областях профессиональной деятельности);

 проектная деятельность (диагностика социальных проблем трудового коллектива, системы «мотивации-стимулирования» и конфликтов в сфере труда на предприятиях энергетической отрасли, социальной привлекательности и ответственности бизнеса в современных условиях; планирование и оценка текущих показателей, характеризующих объекты профессиональной деятельности; анализ соотношения текущих и целевых показателей и разработка мер по его оптимизации с учетом доступных ресурсов, создание информационной базы для мониторинга проектной деятельности);

 организационно-управленческая (во всех областях профессиональной деятельности).

Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

Производственно-прикладная деятельность:

Поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий энергетической отрасли республики;

Идентификация потребностей и интересов социально-профессиональных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей), предприятий энергетической отрасли Республики Татарстан;

Изучение актуальных проблем социально-экономического характера на предприятиях энергетической отрасли, разработка мероприятий, направленных на решение социально-экономических проблем;

Разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях энергетической отрасли республики, улучшению условий трудовой деятельности;

Анализ изменений кадрового состава предприятий и учреждений, профессионально-квалификационного и демографического состава работающих;

Распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий энергетической отрасли, иных учреждений и организаций при решении социально-экономических, профессионально-квалификационных и трудовых вопросов;

Организационно-управленческая деятельность:

Формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социально-экономической сферы, разработку мер управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;

Участие в организации управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделений организаций и учреждений, в том числе в энергетической отрасли;

Участие в организации и поддержании коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы.

 

6. Планируемые образовательные результаты,формируемые в результате освоения ОП

Результаты освоения ОП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)

 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования мировоззренческих позиций (ОК-2)

 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3)

 способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4)

 способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)

 способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6)

 способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7)

 способностью использовать методы и инструменты физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8)

 способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9)

 

 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1)

 способностью к критическому восприятию, обобщению, анализу профессиональной информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОПК-2)

 способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью (ОПК-3)

 способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОПК-4)

 способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ОПК-5)

 способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-6)

в научно-исследовательской деятельности:

 способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-1)

 способностью участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-2)

в проектной  деятельности:

 способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-3)

 умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-4)

 способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-5)

в организационно-управленческой деятельности:

 способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ПК-6)

 способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-7)

 способностью использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-8)

 

7. Организация проектной и/или научно-исследовательской работы обучающихся:

 

Научно-исследовательская деятельность:

 Участие в подготовке и проведении фундаментальных и прикладных социально-экономических исследований на этапах планирования, сбора, обработки и анализа данных;

 Обработка экономической, социальной, демографической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи;

 Участие в подготовке информационно-аналитических обзоров и аннотаций по социально-профессиональным и экономическим проблемам в рамках энергетической отрасли республики;

 Интерпретация данных социологических и маркетинговых исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей экономической и социологической теорий;

 Участие в подготовке отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов по результатам исследовательских работ по проблематике социально-экономических процессов на предприятиях энергетической отрасли республики;

 Участие в представлении результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;

Проектная деятельность:

 Участие в разработке методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности по социально-экономическим вопросам;

 Участие в разработке и проведении исследований по диагностике, оценке, оптимизации социально-экономических показателей, процессов и отношений;

 Участие в разработке, реализации и распространении результатов проектов по изучению общественного мнения, состояния и проблем трудовых коллективов;

 Научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для соответствующих целевых аудиторий в рамках энергетической отрасли республики, участие в разработке рекомендаций для маркетинговых, социальных и кадровых служб.

 

 

8. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОП

 

Учебный план отражает логическую последовательность освоения циклов и разделов ОП (дисциплин, практик), обеспечивающих формирование компетенций. В плане указана общая трудоемкость дисциплин, практик в зачетных единицах, а также их общая и аудиторная трудоемкость в часах. В базовых частях учебных циклов указан перечень базовых модулей и дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС. В вариативных частях учебных циклов сформирован перечень и последовательность дисциплин с учетом рекомендаций соответствующейПрООП ВПО.

ООП содержит элективные дисциплины (дисциплины по выбору обучающихся) в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по всем трем циклам ООП. Для каждой дисциплины, практики указаны виды учебной работы студента и формы промежуточной аттестации.

Календарный учебный график.В календарном учебном графике указана последовательность реализации ООП ВО по годам, включая теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

Календарный учебный график состоит из графика учебного процесса по курсам и сводных данных по бюджету времени (в неделях).

Паспорт компетенций – это совокупность требований к уровню сформированности компетенции по окончании освоения ОП студентом. Паспорт компетенций конкретизирует федеральные требования с учетом специфики вуза, и уточняет формулировки компетенций, представленных в ФГОС, в соответствии с профилем подготовки. Из этого документа преподаватель получает систематизированную информацию о значимости компетенции для выпускника данной ОП, ее структуре, возможных уровнях формирования; для студентов документ является путеводителем по планированию развития компетенций. Паспорт компетенций обеспечивает прозрачность и обоснование принятого уровня сформированности каждой компетенции.

Программа формирования компетенций – это обоснованная совокупность содержания образования, методов и условий, обеспечивающих формирование компетенции заданного уровня.  Программа формирования компетенций аккумулирует информацию в поле «результаты обучения – методы обучения – методы оценки». Программа интегрирует ответы на вопросы: какие образовательные траектории позволяют привести к достижению студентами минимально обязательного уровня сформированности компетенции, каковы этапы формирования компетенции, на материале каких дисциплин, внеаудиторных мероприятий она формируется, что нужно делать преподавателям и студенту для обеспечения формирования компетенции заданного уровня, какие методы оценки рекомендуется использовать преподавателю, какие специфические условия необходимы.

Рабочие программы дисциплин и практик.ОП бакалавриата содержит рабочие программы всех дисциплин как базовой, так и вариативной частей учебного плана, включая элективные дисциплины (дисциплины по выбору студента), программы практик.

При реализации ОП предусматриваются учебные практикина втором курсе в четвертом семестре. Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единиц, 108 часов, 2 недели, в том числе контактная работа обучающегося с руководителем практики 20 часов, самостоятельная работа обучающегося 88 часов.

Продолжительность практик – две недели. Учебная практика проводится на различных предприятиях города Казани, в научно-исследовательских институтах и социологических лабораториях, организациях по изучению и мониторингу общественного мнения, в учреждениях, центрах, службах, фондах, которые могут стать будущим местом работы выпускников-социологов. Студенты могут пройти учебную практику также на кафедре социологии ФГБОУ ВО «КГЭУ» и в лаборатории кафедры. Студенты, поступившие в университет по целевому приему, а также обучающиеся на условиях целевой подготовки, для прохождения практики направляются на предприятия, с которыми они заключили договоры.

Руководство учебной практикой на кафедре социологии и в ее лаборатории осуществляют профессора и доценты, имеющие ученые степени. На кафедре имеются компьютеры с необходимым программным обеспечением и доступом к Интернет-ресурсам.

Производственная практика осуществляется студентами очной формы обучения на третьем курсе в шестом семестре в объеме 216 часов, 6 зачетных единицы.

Продолжительность практики – четыре недели. Производственная практика по форме проведения может быть:

а) лабораторной, т.е. знания, получаются студентами в лабораториях организаций, оборудованных компьютерами и необходимым программным обеспечением, в том числе пакетами

обработки и анализа социологических данных;

б) полевой, в том случае, когда студенты проходят практику вне стен общественных организаций или организаций, изучающих общественное мнение и др., например, когда занимаются непосредственно опросом населения или собирают информацию иными социологическими методами.

В качестве баз практик кафедра имеет Центр перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, Республиканский центр молодежных инновационных и профилактических программ Министерства по делам молодежи, спорта и туризма Республики Татарстан, факультеты КГЭУ. Неоднократно студенты приглашались на практику в Научно-исследовательский центр семьи и демографии АН РТ, Исследовательский холдинг РОМИР.

Руководство производственной практикой на кафедре социологии и в ее лаборатории осуществляют профессора и доценты, имеющие ученые степени. На кафедре имеются компьютеры с необходимым программным обеспечением и доступом к Интернет-ресурсам.

Научно-исследовательская работа бакалавров организуется с целью формирования у будущих социологов практических навыков исследовательской деятельности теоретического и прикладного характера, профессиональных компетенций, необходимых для проведения как самостоятельной научно-исследовательской работы, результатом которой является написание и успешная защита квалификационной работы, так и научно-исследовательской работы в составе научного коллектива. Научно-исследовательская работа как тип производственной практики осуществляетсястудентами очной формы обучения на четвертом курсе в седьмом семестре объемом 108 часов или 3 зачетных единицы, продолжительность – две недели.

Руководство производственной практикой на кафедре социологии и в ее лаборатории осуществляют профессора и доценты, имеющие ученые степени. На кафедре имеются компьютеры с необходимым программным обеспечением и доступом к Интернет-ресурсам.

Преддипломная практика. Цель преддипломной практики — овладение практическими навыками будущей профессиональной деятельности, подготовка к самостоятельной работе по выбранной специальности, сбор, анализ и обобщение теоретических и практических материалов, документации для успешной подготовки выпускной квалификационной работы, поэтому преддипломная практика является подготовительной стадией к написанию ВКР.Преддипломная практика осуществляется студентами очной формы обучения в течение 2 недель на четвертом курсе в восьмом семестре в объеме108 часов, 3 зачетных единицы.

Программа государственной итоговой аттестации (программа государственного экзамена и/или требования к ВКР и порядку их выполнения, критерии оценки результатов сдачи государственных экзаменов и/или защиты ВКР) разрабатывается с учетом рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений, УМС ФГБОУ ВО «КГЭУ» и Методического совета института и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

Государственная итоговая аттестация выпускников по направлению подготовки 39.03.01  «Социология» проводится в виде защиты бакалаврской выпускной квалификационной работы и государственного экзамена (вводится по решению Ученого совета КГЭУ). Государственный экзамен носит комплексный характер и формируется на междисциплинарной основе, используя разделы профильной подготовки, ориентированные непосредственно на будущую деятельность бакалавра. Выпускная квалификационная работа бакалавра является заключительным этапом проведения государственных аттестационных испытаний и имеет своей целью систематизацию, обобщение и закрепление теоретических знаний, практических умений, оценку сформированности общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Программа государственной итоговой аттестации по ОПбакалавриата по направлению подготовки 39.03.01 «Социология» включает содержание междисциплинарного экзамена и его соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ООП в целом; содержание ВКР студента, ее соотнесение с совокупным ожидаемым результатом образования в компетентностном формате по ООП в целом; формы проведения аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации студентов-выпускников на соответствие их подготовки ожидаемым результатам образования компетентностно-ориентированной ОП; учебно-методическое и информационное аттестационных испытаний.

Фонды оценочных средств (ФОС) для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Текущий контроль успеваемости осуществляется в течение семестра, в ходе повседневной учебной работы с использованием балльно-рейтинговой технологии. Данный вид контроля стимулирует у студентов стремление к систематической самостоятельной работе по изучению дисциплины. Промежуточная аттестация (зачет, экзамен) студентов по дисциплине (практике) осуществляется в рамках завершения изучения дисциплины (прохождения практики) и позволяет определить качество усвоения изученного материала. При помощи ФОС осуществляется контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков, определенных по направлению подготовки в качестве результатов освоения учебных дисциплин (практик).

Основными свойствами ФОС являются предметная направленность, содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц, образующих содержание теоретической и практической составляющих учебной дисциплины), объем (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС), качество оценочных средств и ФОС в целом, обеспечивающее получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

ФОС разрабатываются по каждой дисциплине (практике) учебного плана, они включают в себя типовые задания, контрольные работы, тесты, нестандартные задачи (задания), наборы проблемных ситуаций, соответствующие будущей профессиональной деятельности, сценарии деловых игр и т. п.) и другие оценочные средства, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций на определенных этапах обучения.

Учебные и методические материалы, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения ОП - это учебники, учебные пособия, учебно-методические комплексы (в том числе электронные образовательные ресурсы), информационные материалы (презентации к занятиям, видеоматериалы, др.), методические указания для студентов по подготовке к практическим, семинарским занятиям, выполнению лабораторных работ, по самостоятельной работе студентов (написание рефератов, выполнение контрольных, расчетно-графических, курсовых работ (проектов), творческих заданий, др.), по подготовке к текущему контролю, промежуточной и государственной итоговой аттестации, др.

 

9. Кадровое обеспечение реализации ОП

Реализация ОП бакалавриата обеспечивается научно-педагогическими кадрами:

процент научно-педагогических кадров, имеющих базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающихся научной и (или) научно-методической деятельностью – 93%;

доля преподавателей, в процентах, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по даннойОП – 89%  (по ФГОС ВО – не менее 60%),

в том числе, имеющих ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора – 10%  (по ФГОС ВО – не менее 8%);

доля преподавателей, в процентах, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по профессиональному циклу, из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений – 14% (по ФГОС ВО – не менее 5%);

число преподавателей, из общего количества преподавателей, не имеющих ученую степень и (или) ученое звание, обеспечивающих образовательный процесс по данной ОП, имеющих стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет – 0 чел.  (до 10% от общего числа преподавателей имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями этой категории).

Обеспечению качественной подготовки студентов, обучающихся по направлению 39.03.01  «Социология», также способствует:

- перманентное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава выпускающей кафедры (доля преподавателей, имеющих ученую степень - 78%), в частности по программам дополнительного профессионального образования «Социология образования» (Институт социологии РАН), «История и философия науки» (Социально-гуманитарные науки) (ФГАОУ ВПО «КФ(П)У»), «Социология культуры и искусства» в рамках программы «Специализированные социологические курсы для преподавателей Поволжско-Уральского региона» (на базе ОПСН и «ЦСК КГУ»), «Методология и методы социологических исследований» (ФЦППС «РУДН»), «Психолого-педагогическая компетентность преподавателей высшей школы» («КНИТУ»), «Педагогика высшей школы» (ФПКП «КГЭУ»), «Преподаватель высшей школы» (ФПКП «КГЭУ»), «Современные технологии обучения и контроля знаний: мониторинг и управление качеством образования» (ФПКП «КГЭУ»), «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза» (ФПКП «КГЭУ»), профессиональная переподготовка по программе «Экономика предприятий и организаций (260 часов) и др.;

- активная научная деятельность сотрудников кафедры: регулярное участие в конференциях различных уровней (международных, региональных и др.), ежегодные научные публикации в журналах рецензируемых ВАК РФ;

- обязательное привлечение студентов к участию в научно-практических конференциях и конкурсах научных работ, как результат призовые места, дипломы и медали, в том числе медаль Российской академии наук;

- непрерывное обновление учебно-методических комплексов в соответствии с требованиями времени, а также пособий и методических указаний по освоению дисциплин профессионального цикла;

- взаимодействие с выпускниками кафедры, работающими по специальности, с целью учета и анализа их мнений относительно достоинств и недостатков образования, полученного в ходе обучения в КГЭУ; создания новых платформ для прохождения производственных практик и отслеживания потенциальных рабочих мест для трудоустройства будущих выпускников.

 

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса при реализации ОП

 

Учебно-методическое и библиотечно-информационное обслуживание студентов и преподавателей при реализации ОП бакалавриата по профилю «Экономическая социология и маркетинг» направления подготовки 39.03.01  «Социология» обеспечивается:

•  учебными, учебно-методическими и научными изданиями библиотечного фонда университета и выпускающей кафедры;

•  доступом к электронно-библиотечным системам с возможностью индивидуального доступа каждого обучающегося, содержащим издания учебной, учебно-методической и другой литературы;

•проведением занятий в интерактивной форме: интерактивные лекции; деловые и ролевые игры; обсуждение групповых проектов, социологических исследований, учебных видеофильмов, презентаций, подготовленных студентами; групповые дискуссии; разбор конкретных ситуаций (кейсов) с заданиями, способствующих развитию профессиональных компетенций;

•  доступом к компьютерной программе для статистической обработки данных SPSS; репетиционной базе тестов i-exam, учебным видеофильмам и презентациям.

 

11. Основное материально-техническое обеспечение образовательного процесса при реализации ОП

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процессапри реализации ОП бакалавриата по профилю «Экономическая социология и маркетинг» направления подготовки 39.03.01  «Социология» обеспечивается выпускающей кафедрой «Социология». В составе кафедры имеются следующие учебные лаборатории и специализированные аудитории:

•учебная лаборатория кафедры «Социология, политология и право» (Д-706), оборудованная двумя компьютерами, на которых установлены программы для статистической обработки данных SPSS;

•Специализированное оборудование - ноутбук и проектор, с помощью которых студентам показываются учебные фильмы и презентации по различным дисциплинам профессионального цикла, среди которых: «История социологии», «Современные социологические теории», «Политическая социология», «Социологические проблемы изучения общественного мнения» и др.

 

12. Характеристика образовательной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций выпускников

 

В ФГБОУ ВО «КГЭУ» созданы оптимальные условия для реализации воспитательных задач образовательного процесса. Целями внеучебной воспитательной работы является формирование целостной, гармонично развитой личности, воспитание патриотизма, нравственности, физической культуры, формирование культурных норм и установок у студентов, создание условий для реализации творческих способностей студентов, организация досуга студентов.

В университете эффективно работают студенческие общественные объединения: профсоюзная организация студентов и аспирантов; союз студентов и аспирантов; студенческие советы в институтах, общежитиях; союз иностранных студентов. Ведут активную деятельность штаб студенческих отрядов, студенческий правоохранительный отряд, студенческий социальный отряд «Забота», интеллектуальный клуб.

В университете применяются индивидуальные, групповые и массовые формы воспитательной работы: индивидуальная работа преподавателя со студентом и его родителями, проведение групповых собраний, экскурсии, организация соревнований, конкурсов, фестивалей. Важную роль в воспитательном процессе играют массовые корпоративные мероприятия: «День знаний», фестиваль «День первокурсника», «Неделя спорта КГЭУ», «День энергетика», всероссийский фестиваль «Между Волгой и Уралом», «Дня студента», Кубок ректора по лыжным гонкам, фестиваль «Зимушка-зима», всероссийский фестиваль «Энергия рока», фестиваль «Студенческая весна», «День социолога».

Важное место в стимулировании кооперативных форм межгруппового взаимодействия занимают публичные лекции  для студентов университета руководителей ведущих предприятий энергетики, города и встречи с представителями политических, промышленных, деловых и культурных элит. Большое социальное значение имеет ежегодная акция по сдаче донорской крови «Подари сердце людям».

В студенческом клубе университета работают студенческий театр «Сдвиг по Фазе», театр современного танца «Кристалл», студия современного танца «Релакс», студия народного танца «Дуслык», хоровая акапелла «Ренессанс», студия хора «Энергойолдызлары», студия вокала Д. Вагаповой, студия «Барабанщицы», клуб веселых и находчивых. Все подразделения являются призерами всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.

Ежегодно в КГЭУ проводится более 30 спортивно-массовых студенческих событий, в том числе «Неделя спорта КГЭУ», Кубок ректора по лыжным гонкам, Спартакиада энергетических вузов России. Ведут работу 20 спортивных секций под руководством высококвалифицированных тренеров.

В университете разработан комплекс мер по адаптации студентов первого курса: действует система кураторства, разработана «Памятка первокурсника», проводится «Школа первокурсника».

Ведется плодотворная работа по социальной поддержке студентов, по которой в соответствии с установленным законодательством оказывается целевая комплексная помощь таким категориям студентов, как сироты, студенты-инвалиды, студенты-родители, беременные студентки и т.д.

Для иногородних студентов имеются три благоустроенных общежития. Развита сеть пунктов общественного питания на 252 посадочных места: буфеты, столовые. Функционирует учебный спортивно-оздоровительный лагерь «Шеланга» на 300 койко-мест.

В вузовском информационном пространстве функционируют: видеостудия; студенческие газеты «Во», «Паблисити», «Жестъ»; студия «Энерго-ТВ»; официальный сайт «kgeu.ru»; студенческий сайт «energouniver.ru»; страницы в социальных сетях.

В университете разработана система поощрения студентов. Формами поощрения за достижениями в учебной и внеучебной деятельности студентов являются:

- повышенные стипендии;

- именные стипендии Президента и правительства РФ, Президента РТ, стипендии и гранты администрации г. Казани, стипендии российских и международных предприятий энергетической отрасли;

- грамоты, дипломы, благодарности;

- организация экскурсионных поездок, выделение билетов на культурно-массовые мероприятия.

Социокультурная среда университета обеспечивает условия для профессионального становления бакалавра, социального, гражданского и нравственного роста, норм взаимоотношений, общения, организации досуга, быта в общежитии, отношений к будущей профессии, формирует мотивацию учебной деятельности.

 

Разработчик    _________________________

 

Эксперт           __________________________

 

 

Одобрена на заседании кафедры _____ от ____________, протокол № ___

 

Заведующий кафедрой _____ _____________________ Н.М. Мухарямов

 

 

Одобрена на заседании совета института ___ от _________, протокол № ___

 

Директор института _____ _______________ Ю.Н. Смирнов

 

 

Рекомендована к утверждению решением УМС ____ от___________, протокол № ___

 

Проректор по УР _________________ А.В. Леонтьев

 

Принята решением Ученого совета ФГБОУ ВО «КГЭУ» от __________, протокол №____