Образовательная программа по направлению подготовки бакалавров
13.03.02 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Направленность (профиль) «ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ»
Нормативные сроки получения образования
очная форма обучения – 4 года (бюджетных мест - 25),
заочная форма обучения – 4 года 11 месяцев (бюджетных мест - 5).
Кафедра «Электротехнические комплексы и системы» (ЭТКС)
Телефон: +7 (843) 519-43-54
Заведующий кафедрой – Павлов Павел Павлович
E-mail: kgeu-et@yandex.ru
Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических целей. Транспорт - не только отрасль, перемещающая грузы и людей, а, в первую очередь, межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Поэтому, специалисты в транспортной сфере с каждым годом становятся все более востребованными.
Значительно возросла системообразующая роль транспорта и взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Электрический транспорт в целом удовлетворял растущий спрос на перевозки пассажиров, в связи с ростом подвижности населения. Начиная с 2015 года рост городских транспортных услуг в среднем в год составлял для пассажирских перевозок в 6,7 %.
В условиях быстрого развития и совершенствования городского электрического транспорта решающую роль играет подготовка квалифицированных кадров в области электромеханики, способных в короткие сроки освоить сложное электрооборудование электроподвижного состава, научиться понимать взаимодействие его элементов и поддерживать необходимый уровень технической готовности при эксплуатации.
Подготовка по направлению «Электрический транспорт» предполагает использование выпускника кафедры в качестве специалиста в области электромеханики, обладающего компетенциями в сфере в сфере проектирования и эксплуатации электротехнического оборудования электрического городского транспорта, магистрального, высокоскоростного электрического транспорта, гибридных автомобилей, электромобилей, также как специалиста, решающего вопросы электроснабжения объектов электрического транспорта.
Основные области деятельности инженера-электромеханика – проектирование, внедрение, изготовление, эксплуатация и ремонт электроподвижного состава городского электрического транспорта, в частности - генераторов, трансформаторов, электрических аппаратов и приборов, силовых электронных узлов. Большое преимущество профиля «Электрический транспорт» - это его универсальность, поскольку наши специалисты могут работать не только на должности электромеханика, но и по смежным – инженер-механик, инженер-электрик. Это особенно важно в современной обстановке, когда часто возникает потребность перепрофилирования специалистов в связи с кризисными явлениями, либо изменением потребностей промышленных предприятий. Выпускники профиля могут работать:
- на предприятиях городского электрического транспорта: троллейбусное, трамвайное депо, депо метрополитена;
- в ремонтных и эксплуатационных подразделениях железнодорожного транспорта;
- в автотранспортных и авторемонтных предприятиях;
- на электромашиностроительных заводах, выпускающих электрические машины;
- в электроцехах предприятий промышленности и сельского хозяйства;
- на электростанциях, в электроэнергетических сетях;
- на предприятиях по ремонту, обслуживанию и продаже бытовой и промышленной электроаппаратуры;
- в должностях энергетиков промышленных предприятий, а также менеджерами, инженерами-конструкторами, технологами на электромашиностроительных предприятиях, начальниками цехов и отделов.
Основная профессиональная образовательная программа бакалавриата «Электрический транспорт» реализуется ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» (КГЭУ), разработана выпускающей кафедрой «Электротехнические комплексы и системы» и представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную КГЭУ с учетом требований рынка труда, на основе федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего образования (ФГОС ВО 3++), а также с учетом рекомендованной примерной основной образовательной программы.
Основная профессиональная образовательная программа подготовки бакалавров «Электрический транспорт» направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов области электромеханики.
Область профессиональной деятельности выпускника
Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя проектирование и эксплуатация электротехнического оборудования, а также совокупность технических средств, способов и методов человеческой деятельности для производства, передачи, распределения, преобразования, применения электрической энергии, управления потоками энергии, разработки и изготовления элементов, устройств и систем, реализующих эти процессы.
Объектами профессиональной деятельности выпускников по указанному профилю подготовки «Электрический транспорт» являются: электрический транспорт, системы энергообеспечения предприятий и объектов транспортной системы, электрическое оборудование и электрические сети транспортной инфраструктуры, электрический подвижной состав городского электрического транспорта (ГЭТ), тяговые подстанции и системы электроснабжения ГЭТ, электромобили, гибридные автомобили, электробусы, скоростной трамвай, скоростные виды транспорта с магнитной подвеской, высокоскоростной железнодорожный транспорт.
Виды профессиональной деятельности выпускника
Бакалавры по программе «Электрический транспорт» подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности на предприятиях:
- проектная;
- эксплуатационная.
Государственная итоговая аттестация
Государственная итоговая аттестация выпускника бакалавриата КГЭУ является обязательной и осуществляется после освоения основной образовательной программы в полном объёме и проводится в виде защиты выпускной квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится выпускник.
При выполнении и публичной защите выпускной квалификационной работы, обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения. Требования к содержанию, объёму и структуре выпускной квалификационной работе приведены в оценочных средствах государственной итоговой аттестации по данной программе.
ОБРАЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯ
Руководитель программы бакалавриата:
Хизбуллин Роберт Накибович,
кафедра «Электротехнические комплексы и системы»,
кандидат технических наук, доцент.
Высокие темпы урбанизации городов определяют необходимость соответствующих вложений во внутригородской электрический транспорт. Ни один город не может расти быстрее, чем его транспорт. С ростом городов по численности населения и территории в геометрической прогрессии возрастает объем работы городского электрического транспорта, как наиболее экологического вида транспорта, - так как вместе с увеличением количества населения растет и его подвижность. Исходя из этой большой важности решения задачи роль специалистов по обслуживанию городского электротранспорта на современный момент просто огромна.
Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.
Организация городских скоростных перевозок обеспечит улучшение транспортных связей, создаст более привлекательные условия для пассажиров, повысит комфортность и безопасность пассажирских перевозок, сократит время в пути, что позволит привлечь на электрический транспорт дополнительный пассажиропоток с автомобильного транспорта, сократить убыточность пассажирских перевозок и негативное воздействие транспорта на экологию.
Современный тяговый электроподвижной состав представляет комплекс сложнейших узлов и компонентов, непрерывно взаимодействующих между собой – механическая часть подвижного состава (тяговые передачи, рессорное подвешивание, кузова, тележки, колёсные пары), электрооборудование (силовые и низковольтные электроаппараты, тяговые электрические машины и вспомогательные машины, используемые для обеспечения функционирования всех систем локомотивов), статические полупроводниковые преобразователи энергии (выпрямители, инверторы, прерыватели), энергетические установки автономных локомотивов и системы охлаждения, цифровые микропроцессорные системы управления и диагностики локомотивов.
Выпускающая кафедра «Электротехнические комплексы и системы» обладает современной учебной и лабораторной базой. Эффективному освоению навыков и умений, а также получению профессиональных компетенции способствуют: высокопрофессиональный педагогический коллектив кафедры имеющий, по большей части учёную степень кандидата или доктора наук, лаборатории кафедры, оснащенные современной вычислительной техникой с выходом в интернет. Предусмотренные учебным планом практики организуются на ведущих предприятиях ОАО «РЖД», МУП «Метроэлектротранс» г. Казани.
Подготовка специалистов в области электрического транспорта на базе энергетического университета дает наиболее глубокую подготовку в области энергетики. Студенты изучают не только аспекты передачи электроэнергии, но также получают знания по основам технологии производства тепловой и электрической энергии, получают знания по современным основам технологии производства, эксплуатации и обслуживанию электроподвижного состава.
В процессе обучения студенты получают фундаментально образование по математике, информатике, математическому моделированию, прикладному и системному программированию, компьютерному делопроизводству и компьютерной графике, по применению прикладных программ (Matlab, MathCAD, Mathematica, LabView, Statistica и др.) и баз данных для решения инженерных задач, а также по интеллектуальным системам, информационным технологиям, включая интернет-технологии.
Научно-исследовательская работа кафедры развивается по следующим направлениям:
показатели качества электрической энергии;
разработка светотехники для электроподвижного состава городского электрического транспорта;
разработка оптико-электронных устройств и приборов медико-биологического назначения;
разработка высокомоментных двигателей для подвижного состава;
разработка гибридного привода для автомобильного транспорта;
разработка многоимпульсных выпрямительных установок для железнодорожного транспорта;
надежность аппаратуры управления сложных технических систем;
восстановление, ремонт и диагностирование приборов и аппаратуры;
прогнозирование технического состояния приборов и аппаратуры
повышение надежности и экономичности тягового электродвигателя городского электрического транспорта.
Основными местами трудоустройства выпускников являются структурные подразделения ОАО «РЖД», МУП «Метроэлектротранс» г. Казани, а также предприятия городского электрического транспорта Приволжского Федерального Округа, высокоскоростного наземного железнодорожного транспорта, предприятия по производству и ремонту электротранспорта, электротехнического оборудования.
ВЫПУСКНИКИ

Толстов Алексей Александрович, окончил магистратуру каф.ЭТКС
Место работы: Главный инженер Трамвайного депо №1 МУП «Метроэлектротранс»

Фам Ань Ву
Окончил магистратуру кафедры ЭТКС, 2009 год
Место работы: начальник отдела организации движения, Управлении городского электрического транспорта г. Хошимин, республика Вьетнам.
ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ
Лучшие студенты программы «Электрический транспорт»
Получатели повышенной государственной стипендии Правительства РФ (2018):
1. Пасечник С.В. гр. ЭМЖм-1-16;
2. Галлиулин Д.Р. гр. ЭМЖм-1-16;
3. Гараева А.Р. гр. ЭМЖм-1-16;
4. Соловьева С.И гр.ЭМЖм-1-17.
Получатели повышенной государственной академической стипендии (2018/2019)
За высокую успеваемость:
Сидорова А.А. ЭМЖм-1-18;
Мукимов А.Х. ЭМЖм-1-18.
Победители всероссийской студенческой олимпиады по дисциплине «Электротехника» г. Тюмень
2 место
Мукимов А.Х., Сидорова А.А.
Студеныт 1 года обучения ОП «Эксплуатация высокоскоростного электроподвижного состава»
Научный руководитель: Павлов Павел Павлович

ПАРТНЕРЫ
Зарубежные и российские партнеры
Для студентов старших курсов магистратуры действует система поддержки академической мобильности. Магистранты получают возможность пройти одну или несколько стажировок в ведущих университетах России и мира на период до одного года.
Кафедра имеет прочно налаженные связи со следующими университетами:
Vysoké učení technické v Brně (Чехия),
Ho Chi Minh city university of transport (Вьетнам),
Technical University of Sofia (Болгария),
НГТУ (Новосибирск),
НИУ МЭИ (ТУ) (Москва),
ПГУПС Императора Александра I (Санкт Петербург).
Базы прохождения практик
Кафедра имеет многолетние устойчивые научно-технические связи со многими научными коллективами, промышленными предприятиями и коммерческими фирмами транспортной отрасли. Магистранты проходят научно-производственную практику на таких организациях как:
предприятия городского электрического транспорта
(Казань, Набережные Челны, Санкт-Петербург, Москва);
производственные предприятия;
подразделения ОАО «Российские железные дороги»
(Эксплуатационное вагонное депо «Юдино», Моторвагонное депо «Казань»);
(ПАО «Камаз», ЗАО «Акку-фертриб», ГК «Татэлектромаш», ООО «Феникс Контакт РУС»).
В целях повышение качества подготовки бакалавров путем усиления практической направленности образовательного процесса, углубления и закрепления знаний и компетенций, полученных в процессе теоретического обучения, повышения уровня прикладной направленности научных исследований, внедрения результатов исследований в производство, профессиональной адаптации обучающихся, развития у них творческого, гибкого и адаптивного мышления, необходимого для эффективной работы на предприятиях энергетической отрасли при МУП «Метроэлектротранс» создана базовая кафедра «Проектирование и эксплуатация электрического транспорта», являющаяся интегрированной образовательной структурой ФГБОУ ВО «КГЭУ».
Основными задачами базовой кафедры «Проектирование и эксплуатация электрического транспорта» является организация и проведение всех видов практик студентов в МУП «Метроэлектротранс» с использованием технологических возможностей МУП «Метроэлектротранс», а именно:
- руководство дипломными проектами (работами) студентов,
- руководство учебно-исследовательской работой студентов,
- проведение циклов лабораторных работ,
- проведение мастер-классов, обеспечивающих учебно-научную и конструкторско-технологическую подготовку и специализацию по профилю отрасли и предприятия,
- руководство подготовкой диссертационных работ на соискание ученых степеней соответствующего профиля аспирантами КГЭУ.
ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ
Цель программы бакалавриата «Электрический транспорт»: формирование у студента общекультурных и общепрофессиональных компетенций, основанных на общенаучных знаниях, позволяющих ему успешно трудиться в избранной сфере деятельности, способствующих социальной мобильности и устойчивости на рынке труда, и профессиональных компетенций для видов деятельности: проектная и эксплуатационная в соответствии с требованиями ФГОС ВО по данному направлению подготовки.
Специальные дисциплины, которые изучаются по направлению подготовки «Электрический транспорт»: основы электрического транспорта, системы электроснабжения электрического транспорта, конструкция и расчет электрического транспорта, силовые преобразователи электрического транспорта, проектирование электрооборудования электротехнических комплексов автономных объектов и электрического транспорта, теория электрической тяги и тяговые расчеты, техническая диагностика, обслуживания и ремонт электроподвижного состава, теория и техника эксперимента в электротранспортных системах, организация управления транспортным предприятием, интеллектуальные транспортные системы, эксплуатация тяговых подстанций и контактных сетей ГЭТ, эксплуатационная надежность электроподвижного состава.
Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в виде выпускной квалификационной работы в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится бакалавр.
При реализации ООП бакалавриата используются специальные помещения, которые представляют собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, дипломного и курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду ИСУ «КГЭУ».
ДИСЦИПЛИНЫ:
Профиля "Электрический транспорт"
Обязательная (базовая) часть:
• Философия
• История (История России, Всеобщая история)
• Правоведение
• Экономика
• Экология
• Менеджмент
• Технологии самообразования и самоорганизации
• Иностранный язык
• Русский язык и культура речи
• Безопасность жизнедеятельности
• Электробезопасность и охрана труда
• Физическая культура и спорт
• Высшая математика
• Специальные разделы математики
• Методы моделирования и исследования•
• Физика
• Химия
• Информационные и компьютерные технологии•
• Инженерное геометрическое моделирование
• Теоретическая механика
• Прикладная механика
• Материаловедение
• Электротехническое и конструкционное материаловедение
• Метрология, стандартизация и сертификация
• Технические измерения
• Теоретические основы электротехники
• Электрические цепи и электротехнические устройства
• Теоретические основы теплотехники
• Тепловая и ядерная энергетика
• Энергетические машины, аппараты и установки
• Современные способы производства электроэнергии
• Электрический привод
• Электрические машины
• Электрооборудование промышленности
• Силовая электроника
• Электрические и электронные аппараты
• Системы автоматического регулирования и управления
• Общая энергетика
Дисциплины, формируемые участниками образовательных отношений:
• Основы электрического транспорта
• Системы электроснабжения электрического транспорта и расчет электрического транспорта
• Силовые преобразователи электрического транспорта
• Проектирование электрооборудования электротехнических комплексов автономных объектов и электрического транспорта
• Теория электрической тяги и тяговые расчеты
• Техническая диагностика, обслуживания и ремонт электроподвижного состава
• Теория и техника эксперимента в электротранспортных системах
• Организация управления транспортным предприятием
• Интеллектуальные транспортные системы
• Эксплуатация тяговых подстанций и контактных сетей ГЭТ
• Эксплуатационная надежность электроподвижного состава
ПРЕПОДАВАТЕЛИ

ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» для уровня высшего образования - магистратура, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 ноября 2014 года № 1500; http://fgosvo.ru/Elektroenergetika.pdf
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 № 1367;
- нормативно-методические документы Минобрнауки России;
- Устав ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет» https://kgeu.ru/Document/GetDocument/66311e75-61af-4415-a109-5688ccc09cc9;
- локальные акты ФГБОУ ВО «КГЭУ».
- Лицензия https://kgeu.ru/Document/GetDocument/70f932d7-a2bd-487a-acd4-d0088eeb07c6;
- Свидетельство о государственной аккредитации, приложение к свидетельству о государственной аккредитации https://kgeu.ru/Document/GetDocument/b639b3f9-f21d-4c84-8fcd-dab6228ffb2e;
- Правила приема в магистратуру на 2019-2020 учебный год https://kgeu.ru/Document/GetDocument/99cc9aaa-caf0-4329-9510-bbdf8945080b;
- Учебный план https://kgeu.ru/Sveden/OpInfo10?year=2018.



МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Учебно-методическое и библиотечно-информационное обслуживание студентов и преподавателей при реализации магистерской по направлению подготовки 13.04.02 «Электроэнергетика и электротехника» обеспечивается:
- индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечным системам «Лань», «НЭЛБУК», «Айбукс», к электронной информационно-образовательной среде ИСУ «КГЭУ», к модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среде LMS Moodle. Электронно-библиотечная система, электронная информационно-образовательная среда, объектно-ориентированная динамическая обучающая среда LMS Moodle обеспечивают возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», как на территории университета, так и вне ее. ИСУ «КГЭУ» и LMS Moodle обеспечивают доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет». ЭБС и электронная информационно-образовательная среда обеспечивают одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе магистратуры;
- комплектом лицензионного программного обеспечения, представленным в ИСУ «КГЭУ»;
- доступом (удаленным доступом) к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определен в рабочих программах дисциплин (модулей).