Действующая редакция

СОГЛАШЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН от 24.11.2012 № б/н

Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2013–2014 годы

ФЕДЕРАЦИЯ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ОБЪЕДИНЕНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ

от 24 ноября 2012 года

Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства на 2013–2014 годы

    Федерация профсоюзов Республики Татарстан от лица республиканских объединений профсоюзов (далее – Профсоюзы), Координационный совет объединений работодателей Республики Татарстан от лица республиканских работодателей (далее – Работодатели), Кабинет Министров Республики Татарстан (далее – Правительство), далее именуемые Стороны, заключили в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Законом Республики Татарстан от 26 июля 2004 года № 42-ЗРТ «Об органах социального партнерства в Республике Татарстан» настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений и совместные действия по их реализации.

    Стороны признают, что главной стратегической целью социально-экономического развития Республики Татарстан является повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого развития и укрепления конкурентоспособности экономики, улучшения демографической ситуации, совершенствования профессиональной подготовки молодежи, условий труда, обеспечения эффективной занятости, роста производительности труда, повышения заработной платы работающих, доходов населения и сокращения доли малоимущих, снижения дифференциации в сфере доходов и заработной платы, совершенствования социальной сферы при рациональном использовании средств бюджета Республики Татарстан.

    Обязательства и гарантии настоящего Соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.

    Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности и обязуются оказывать организациям, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. При этом настоящее Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения соглашений и коллективных договоров.

    Стороны в пределах своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, а также отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями федерального уровня.

    Для достижения поставленных целей Стороны принимают на себя следующие обязательства:

I. Экономика и развитие производства

    Стороны:

    1.1. В целях реализации настоящего Соглашения обязуются добиваться создания благоприятных условий для устойчивого развития отечественного производства товаров и услуг, предпринимательства, укрепления экономического и финансового положения организаций и повышения их конкурентоспособности.

    1.2. Проводят консультации по основным показателям прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета Республики Татарстан на 2014 год, а также предварительное обсуждение проектов нормативных правовых актов, целевых программ по социально-экономическим вопросам.

    Рассматривают социальные аспекты проекта бюджета Республики Татарстан на 2014 год на заседании Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений до его внесения в Государственный Совет Республики Татарстан.

    1.3. Способствуют участию организаций во Всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности» и иных конкурсах социальной направленности некоммерческого характера.

    1.4. Обеспечивают соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – законодательство о труде), законодательства о профсоюзах, выполнение условий соглашений и коллективных договоров.

    Профсоюзы:

    1.5. Способствуют повышению производительности труда на основе достойной заработной платы, безопасных условий и охраны труда, непрерывного образования и повышения квалификации работников.

    1.6. Разрабатывают совместно с работодателями меры поощрения работников за высокопроизводительный труд, способствуют соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.

    1.7. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных актов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников при ликвидации, реорганизации, приватизации или смене собственника, перепрофилировании или банкротстве организаций.

    Работодатели:

    1.8. Участвуют в решении социально значимых задач и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.

    1.9. Не реже двух раз в год информируют работников, их профсоюзные организации о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности и перспективах развития организации. Представляют Сторонам информацию о предстоящих изменениях: реорганизации, приватизации, смене собственника, перепрофилировании, банкротстве или ликвидации организаций.

    В ходе колдоговорной кампании обеспечивают выборным профсоюзным органам беспрепятственное получение информации по финансово-хозяйственной деятельности, социально-трудовым вопросам, кроме информации, представляющей коммерческую тайну согласно федеральному законодательству.

    1.10. Своевременно принимают меры по предупреждению несостоятельности организаций, их финансовому оздоровлению, используя в полном объеме досудебные процедуры.

    В случаях ухудшения финансового состояния организации, подачи кредитором (кредиторами) в суд заявления о признании организации банкротом извещают об этом работников и выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по стабилизации ситуации и защите работников и предотвращению необоснованной реорганизации платежеспособных предприятий.

    1.11. Разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий по обеспечению стабильности и повышению производственного потенциала организаций.

    Принимают меры по проведению модернизации и повышению производительности труда, переходу к инновационной модели развития, внедрению энергоэффективных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, и иных технологий управления.

    1.12. Принимают обоснованные решения по вопросам экономической политики организаций, активному использованию ресурсов электронной товарно-информационной системы Республики Татарстан (ЭТИС, сайт www.tattis.ru) при закупке сырья, материалов, комплектующих изделий.

    1.13. Способствуют привлечению частных, в том числе зарубежных, инвестиций в области предпринимательства и малого бизнеса.

    1.14. Принимают меры по развитию внутриреспубликанской и межрегиональной производственной кооперации.

    1.15. Способствуют распространению положительного опыта работы организаций по увеличению объемов производства, освоению и выпуску конкурентоспособной продукции, внедрению новых технологий, повышающих экологическую безопасность производства, качество продукции и снижающих ее себестоимость, внедрению систем менеджмента качества.

    1.16. Организуют научно-технические семинары, выставки, рекламные кампании, презентации товаров и услуг республиканских организаций, коллективные экспозиции на выставках в Российской Федерации и за рубежом.

    Правительство:

    1.17. Проводит структурные реформы и способствует модернизации отраслей экономики, в том числе оказывающих социальные услуги.

    1.18. Создает условия для развития малого и среднего бизнеса, самозанятости, в том числе посредством упреждающей подготовки индустриальных площадок для малого бизнеса.

    1.19. Привлекает представителей объединений работодателей и профсоюзов (по согласованию) для работы в составе постоянно действующих комиссий по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в порядке и с учетом требований, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

    1.20. В соответствии с действующим законодательством предоставляет меры государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности в Республике Татарстан.

    1.21. В целях повышения экономической устойчивости организаций создает условия для развития внутриреспубликанской и межрегиональной кооперации производства.

    1.22. Проводит республиканские конкурсы инновационных проектов и обеспечивает мероприятия по государственной поддержке наиболее эффективных и значимых инновационных проектов в пределах средств, предусматриваемых бюджетом Республики Татарстан.

II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения

    Стороны:

    2.1. Считают, что на предстоящий период главной целью социальной политики является создание условий, обеспечивающих повышение реальной заработной платы, доходов и качества жизни населения, снижение уровня социального неравенства.

    2.2. Обеспечивают реализацию Закона Республики Татарстан от 23 июля 2008 года № 31-ЗРТ «О минимальном потребительском бюджете в Республике Татарстан», в соответствии с которым с учетом социально-экономической ситуации в Республике Татарстан разрабатывают соглашение о размере минимальной заработной платы в Республике Татарстан на соответствующий период.

    2.3. Обеспечивают подготовку и внесение в 2013 году в Государственный Совет Республики Татарстан проекта закона Республики Татарстан «О потребительской корзине в Республике Татарстан».

    2.4. Разрабатывают и реализуют меры по ликвидации задолженности по выплате заработной платы в организациях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

    2.5. Принимают меры по доведению:

    тарифа I разряда отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности) до уровня не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Республике Татарстан;

    среднемесячной заработной платы в целом по республике:

    в 2013 году до уровня не менее 27,5 тыс. рублей;

    в 2014 году - 33,0 тыс.рублей.

    Профсоюзы:

    2.6. Принимают меры по:

    доведению размера минимальной заработной платы в организациях реального сектора экономики до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан;

    соблюдению сроков выплаты заработной платы и ее индексации, в том числе в бюджетной сфере;

    доведению доли тарифной части оплаты труда в структуре заработной платы работников реального сектора экономики до уровня не ниже 70 процентов.

    2.7. Принимают соответствующие меры по реализации трудовых прав, в том числе на получение заработной платы работниками организаций, находящихся в процедуре банкротства.

    2.8. Добиваются ухода от «теневых» схем оплаты труда в организациях.

    2.9. Оказывают бесплатную консультационную помощь членам профсоюзов по вопросам трудового законодательства, представляют их интересы при разрешении трудовых споров (конфликтов), в том числе в судах.

    2.10. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда, в том числе за полнотой начисления и своевременностью выплаты заработной платы.

    2.11. В случае несоблюдения законов и иных нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда привлекают соответствующие государственные органы по надзору и контролю для принятия мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

    Работодатели:

    2.12. Принимают меры по доведению минимальной заработной платы в реальном секторе экономики до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан. По отдельным организациям, финансово-экономическое состояние которых не позволяет повысить минимальную заработную плату до указанного уровня, в коллективных договорах и (или) соглашениях определяются конкретные меры и сроки по доведению минимальной заработной платы до стоимостной величины минимального потребительского бюджета на члена типовой семьи в Республике Татарстан.

    2.13. Обеспечивают в рамках колдоговорного регулирования индексацию заработной платы, в том числе задержанной, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

    2.14. Устанавливают долю тарифной части в составе заработной платы работников не менее 50 процентов.

    2.15. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, не допускают применения «теневых» схем оплаты труда.

    2.16. Устанавливают соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования с учетом мнения профсоюзного комитета.

    2.17. Не допускают необоснованно высокой дифференциации заработной платы работников.

    2.18. Производят на основании письменного заявления работников ежемесячное безналичное удержание из заработной платы членских профсоюзных взносов и их перечисление на счета профсоюзов одновременно с выдачей банками средств на заработную плату.

    Правительство:

    2.19. Принимает меры по повышению уровня заработной платы работников бюджетной сферы и последовательному ее приближению к уровню средней заработной платы в целом по Республике Татарстан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», обеспечивает индексацию фонда оплаты труда работников бюджетной сферы, пособий и социальных выплат, предусмотренных законодательством.

    2.20. Осуществляет в пределах своих полномочий контроль за обеспечением работодателями гарантий по оплате труда, установленных соглашениями и коллективными договорами, своевременной выплатой стипендий, пособий и других социальных выплат, а также за целевым использованием бюджетных средств.

    2.21. Принимает меры по ограничению роста тарифов на электрическую и тепловую энергию, услуги жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с ростом доходов населения и достижению адекватного уровня социальной поддержки граждан.

III. Обеспечение занятости и развитие рынка труда

    Стороны:

    3.1. В целях реализации активной политики занятости, повышения уровня конкурентоспособности и мобильности трудовых ресурсов:

    участвуют в разработке и реализации республиканской и муниципальных целевых программ содействия занятости населения, а также дополнительных мероприятий по стабилизации рынка труда;

    реализуют мероприятия по формированию региональной системы развития профессиональных квалификаций в части внедрения системы профессиональных стандартов и сертификации профессиональных квалификаций;

    создают новые эффективные рабочие места с достойной оплатой и безопасными условиями труда;

    оказывают содействие организациям в разработке социальных программ и планов развития персонала, направленных на сохранение и рациональное использование профессионального потенциала, повышение конкурентоспособности работников на рынке труда на основе их непрерывного профессионального развития;

    устанавливают дополнительные социальные льготы для высвобождаемых работников, обеспечивают их опережающее обучение и содействие им в трудоустройстве.

    3.2. Не допускают превышения уровня регистрируемой безработицы:

    в 2013 году - более 1,54 процента;

    в 2014 году - 1,53 процента от числа экономически активного населения Республики Татарстан.

    Принимают дополнительные меры по обеспечению занятости населения в экономически неблагоприятных муниципальных образованиях Республики Татарстан, уровень безработицы в которых значительно превышает среднереспубликанское значение.

    3.3. Рекомендуют устанавливать в отраслевых и территориальных соглашениях критерии массового увольнения.

    3.4. Привлекают в установленном порядке учащихся и студентов к участию в оплачиваемых общественных, временных и сезонных работах.

    3.5. Принимают меры, в том числе через выработку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих рынок труда и образовательную систему, по обеспечению первого рабочего места выпускникам образовательных учреждений всех уровней профессионального образования.

    Профсоюзы:

    3.6. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства в сфере занятости, в том числе за необоснованным и массовым применением срочных трудовых договоров, предоставлением льгот и гарантий при высвобождении работников.

    3.7. Способствуют включению в соглашения и коллективные договоры мероприятий, направленных на увеличение числа эффективных рабочих мест, развитие внутрипроизводственного обучения персонала, повышение квалификации, прохождение сертификации квалификаций, активное опережающее и профессиональное обучение работников, подлежащих высвобождению. Принимают участие в формировании системы профессиональных стандартов.

    3.8. Добиваются дополнительных компенсаций и льгот для молодых специалистов и работников, прошедших процедуру оценки и сертификации профессиональных квалификаций и получивших сертификат компетентности.

    3.9. Предоставляют бесплатную консультационную помощь членам профсоюзов в вопросах занятости, организуют обучение профсоюзного актива по вопросам занятости.

    3.10. Принимают участие в работе координационных комитетов (советов) содействия занятости населения через своих представителей.

    3.11. Не допускают фактов дискриминации по половому, возрастному признакам, административного давления (сокращение, увольнение, административный отпуск).

    Работодатели:

    3.12. Принимают меры по сохранению полной и стабильной занятости, созданию новых эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда, в том числе для женщин и молодежи.

    3.13. Соблюдают нормы трудового законодательства при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, введении режима неполной занятости работников и предоставлении отпусков без сохранения заработной платы, не допускают принуждения работников к отпускам без сохранения заработной платы, их увольнению по собственному желанию.

    3.14. Осуществляют меры по созданию системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, обеспечивают непрерывное профессиональное развитие работников, в том числе на рабочих местах. В соответствии с коллективным договором предоставляют возможность опережающего обучения высвобождаемых работников.

    3.15. Принимают меры по предупреждению массового сокращения работников, а в случае его угрозы информируют органы службы занятости населения и профсоюзные комитеты организаций не менее чем за три месяца.

    3.16. Способствуют трудоустройству граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

    3.17. Обеспечивают выполнение квоты по приему на работу инвалидов в соответствии с Законом Республики Татарстан от 24 июля 2006 года № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите».

    Правительство:

    3.18. Обеспечивает модернизацию рынка труда с сохранением приоритета активных форм занятости и государственной службы занятости.

    3.19. Осуществляет разработку и реализацию государственных программ подготовки и переподготовки кадров по профессиям, востребованным в экономике Республики Татарстан, формирование региональной системы развития профессиональных квалификаций в части нормативного обеспечения процессов внедрения системы профессиональных стандартов и сертификации профессиональных квалификаций.

    3.20. Расширяет государственную инвестиционную деятельность, осуществляет поддержку инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Татарстан, содействует развитию малого предпринимательства в целях создания и модернизации рабочих мест.

    3.21. В пределах своей компетенции реализует мероприятия по упорядочению привлечения и использования иностранной рабочей силы.

    3.22. Принимает меры по сбалансированию спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на основе взаимодействия служб занятости и образовательных учреждений.

    3.23. Осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий в области занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающего трудности в поиске работы (инвалиды, женщины, молодежь и др.).

IV. Условия и охрана труда, экологическая безопасность

    В целях создания условий для безопасного труда, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращения нарушений прав работников в области охраны труда, повышения эффективности мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний:

    Стороны:

    4.1. Рекомендуют к внедрению в организациях систем управления охраной труда с учетом требований ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р. 12.0.007–2009.

    4.2. Осуществляют меры по разработке и реализации республиканских, муниципальных и отраслевых программ улучшения условий и охраны труда.

    4.3. Добиваются улучшения условий труда на рабочих местах, снижения количества несчастных случаев на производстве, уровня травматизма и профессиональных заболеваний в организациях.

    4.4. Принимают меры по совершенствованию форм, методов обучения и проверки знаний руководителей, специалистов, профсоюзных работников и профсоюзного актива по вопросам охраны труда.

    4.5. Содействуют своевременному возмещению вреда, причиненного здоровью работника трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, на страховых принципах в соответствии с действующим законодательством.

    4.6. Обеспечивают повышение эффективности государственного и общественного контроля по охране труда, соблюдение его безопасности и охрану окружающей среды.

    4.7. Принимают меры по реализации Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», в том числе направленные на активизацию деятельности работодателей в части использования средств на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

    4.8. Осуществляют меры по повышению уровня информированности работников и населения о состоянии производственной и окружающей природной среды, о радиационной обстановке.

    4.9. Содействуют внедрению законодательного регулирования вопросов условий и охраны труда на муниципальном уровне.

    Профсоюзы:

    4.10. Повышают эффективность общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда. Принимают меры по повышению эффективности деятельности технической инспекции труда и увеличению числа избранных в организациях уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов по охране труда.

    4.11. Инициируют создание на паритетных началах комитетов (комиссий) по охране труда в организациях и повышают их роль в системе управления охраной труда.

    4.12. Участвуют в организации обучения уполномоченных (доверенных) лиц и членов комитетов (комиссий) по охране труда.

    4.13. Добиваются обязательного включения в коллективные договоры и соглашения обязательств, направленных на повышение уровня технической и экологической безопасности производств, проведение аттестации рабочих мест, сокращение рабочих мест с вредными условиями труда, и других мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

    4.14. Осуществляют проверки состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателями, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

    4.15. Содействуют реализации работодателями превентивных мер по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, финансируемых за счет средств социального страхования, а также мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления алкогольной продукцией и пивом, употребления табака, по созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, включая занятия физкультурой и спортом.

    4.16. Защищают интересы работников (в том числе в судебных органах), пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание, принимают участие в их расследовании.

    4.17. Проводят в трудовых коллективах информационно-разъяснительную и консультационную работу по действующему законодательству об охране труда и пропагандируют вопросы охраны труда (в том числе и зарубежный опыт) в средствах массовой информации.

    Работодатели:

    4.18. Принимают меры по соблюдению прав работников в сфере безопасности труда, по снижению уровня производственного травматизма, сокращению рабочих мест с вредными и опасными условиями труда.

    4.19. Обеспечивают выполнение государственных нормативных требований охраны труда. Организуют работу служб охраны труда, внедряют и совершенствуют систему управления охраной труда в организациях на основе ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р. 12.0.007–2009.

    4.20. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:

мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников, сокращению количества рабочих мест, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормативам и требованиям безопасности, и средства на их реализацию в установленные сроки;

    проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и предоставление компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

    обеспечение соблюдения норм предельно допустимых нагрузок для женщин и лиц моложе 18 лет при подъеме и переносе тяжестей вручную;

    обеспечение соблюдения требований, запрещающих применение труда лиц моложе 18 лет и женщин на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда;

    обеспечение оперативного информирования в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, органов местного самоуправления о происшедших авариях и случаях травматизма с изложением причин, намеченных мер по повышению уровня противопожарной устойчивости и безопасности производства;

    обеспечение обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    проведение за счет собственных средств при поступлении на работу предварительных и периодических медицинских осмотров работников, в том числе работающих на техногенно опасных производствах и в транспортных организациях, на предмет немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;

    мероприятия по профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, злоупотребления алкогольной продукцией и пивом, употребления табака, по созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, включая занятия физкультурой и спортом.

    4.21. Создают условия уполномоченным (доверенным) лицам, а также членам комитетов (комиссий) по охране труда для осуществления их деятельности, организуют их обучение.

    4.22. Проводят административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах, Дни охраны труда с участием комитетов (комиссий) по охране труда.

    4.23. Учитывают результаты работы по обеспечению промышленной безопасности, безопасности энергоустановок и сетей, профилактике аварийности и травматизма при рассмотрении мер материального и морального поощрения, а также дисциплинарного воздействия на работников предприятий.

    4.24. Учитывают при аттестации руководящих работников и специалистов, рабочих кадров состояние организации и проведения опасных видов работ, локализации и ликвидации аварийных ситуаций, вопросов охраны труда, соблюдение ими требований безопасности труда, исполнение производственной дисциплины.

    Правительство:

    4.25. Совершенствует систему государственного управления охраной труда и способствует созданию соответствующих служб в министерствах, ведомствах, муниципальных образованиях.

    4.26. Обеспечивает реализацию долгосрочной целевой программы улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан и ее финансирование за счет средств бюджета Республики Татарстан на соответствующий период.

    4.27. Обеспечивает организацию обучения работодателей и работников по вопросам охраны труда:

    формирование банка данных организаций, осуществляющих обучение работодателей и работников организаций по вопросам охраны труда;

    согласование учебных планов и программ обучения по охране труда организаций, осуществляющих обучение по охране труда работодателей и работников организаций и учреждений.

    4.28. Обеспечивает осуществление государственной экспертизы условий труда в целях оценки:

    правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

    качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

    соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

    фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

    4.29. Организует работу по контролю за деятельностью организаций, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения.

    4.30. Организует проведение целевых совещаний, семинаров, выставок, смотров-конкурсов и других организационно-просветительских мероприятий по охране труда с привлечением министерств, ведомств, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций, предприятий, расположенных на территории республики.

V. Социальная защита работников и населения

    Стороны:

    5.1. Считают необходимым обеспечить соблюдение прав граждан на социальную защиту и признают приоритетными следующие задачи:

    обеспечение устойчивого финансирования жилищного строительства, создание эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках действующих жилищных программ, в том числе социальной ипотеки, предоставление жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством;

    принятие согласованных мер по ограничению опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства в сравнении с уровнем инфляции;

    проведение согласованной политики в области развития культуры, спорта, туризма, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов;

    привлечение субъектов малого и среднего бизнеса в социальную сферу;

    распространение опыта реализации корпоративных социальных программ, направленных на поддержание здоровья на рабочем месте, включая профилактику социально значимых заболеваний, в том числе заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), проведение вакцинации работников от вирусных инфекционных заболеваний;

    обеспечение сохранности, хозяйственного содержания, коммунального обслуживания и использования по назначению детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.

    Профсоюзы:

    5.2. Принимают участие в разработке и реализации социально направленных планов и программ организаций.

    5.3. Предусматривают включение в отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения и коллективные договоры обязательств по установлению мер поощрения лиц, ведущих здоровый образ жизни, работников без вредных привычек, в том числе отказавшихся от табакокурения, ответственных лиц за проведение физкультурной работы в организациях, а также по выделению помещений для занятий физической культурой.

    5.4. Добиваются выделения организациями необходимых средств на поддержку работающих, многодетных и неполных семей, инвалидов, бывших работников из числа пенсионеров, развитие физической культуры и спорта, оздоровление работников и их детей.

    5.5. Добиваются закрепления в коллективных договорах обязательств работодателей, направленных на улучшение жилищных условий работников.

    5.6. Обеспечивают общественный контроль за своевременным и в полном объеме перечислением работодателями страховых взносов в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан и Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан. Проводят информационную работу по разъяснению основных положений федерального законодательства по внедрению страховых принципов финансирования обязательного социального страхования и государственного софинансирования пенсий.

    5.7. Добиваются включения в соглашения и коллективные договоры обязательств, связанных с реализацией программы государственного софинансирования пенсий.

    5.8. Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения, в том числе работников бюджетных организаций.

    Профсоюзы, Работодатели:

    5.9. На условиях, установленных в коллективных договорах, предусматривают:

    развитие дополнительного пенсионного обеспечения и добровольного медицинского страхования работающих;

    выделение средств для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурной работы;

    медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение с компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций.

    Работодатели:

    5.10. Разрабатывают и реализуют социальные планы и программы, в том числе в части негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного медицинского страхования.

    5.11. Принимают меры по максимальному сохранению и использованию находящихся на балансе объектов социально-культурного назначения.

    5.12. Учитывают мнение выборного профсоюзного органа при принятии решений об изменении подчиненности, передаче в аренду объектов социально-культурного назначения, изменении типа бюджетных учреждений.

    5.13. Содействуют улучшению жилищных условий работников организаций. Предоставляют при наличии возможности льготные займы на уплату первоначального взноса или оплату части стоимости приобретаемого жилого помещения на условиях, установленных коллективным договором.

    Правительство:

    5.14. Повышает адресность мер социальной поддержки малоимущих категорий населения.

    5.15. Обеспечивает финансирование и организацию санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы:

    в 2013 году в сумме не менее 106,8 млн. рублей;

    в 2014 году в сумме не менее 112,14 млн. рублей.

    5.16. Способствует развитию системы социального ипотечного кредитования в целях повышения доступности жилья для населения Республики Татарстан и увеличения объемов жилищного строительства.

    5.17. Обеспечивает гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи населению, в том числе инвалидам, ветеранам труда и другим категориям граждан, в соответствии с действующим законодательством.

    5.18. При изменении организационно-правовой формы государственных учреждений обеспечивает предоставление гражданам государственных услуг в объеме и качестве не ниже предусмотренного действующим законодательством.

    5.19. Осуществляет меры по предоставлению гарантированного государством перечня социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам в соответствии с действующим законодательством.

    5.20. Участвует в соответствии с законодательством в государственном регулировании цен на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также тарифов на городской пассажирский транспорт общего пользования и пригородный железнодорожный транспорт, коммунальные услуги (газоснабжение, электроснабжение и другие услуги для населения) с учетом роста реальных доходов и заработной платы.

    5.21. Содействует развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения, в том числе работников бюджетной сферы.

    5.22. Принимает меры по увеличению финансирования и количества работающих граждан, направляемых на долечивание (реабилитацию) непосредственно после стационарного лечения в условиях санаторно-курортных учреждений по перечню заболеваний, утвержденному нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, а также по дополнению перечня заболеваний, требующих долечивания (реабилитации) работающих граждан в санаторно-курортных условиях.

VI. Социальная и правовая защита молодежи, укрепление семьи, забота о материнстве и детстве

    Стороны:

    6.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.

    6.2. Взаимодействуют с общественными, молодежными, женскими организациями и объединениями по проблемам молодежи, женщин, семьи и детей.

    6.3. Способствуют улучшению положения женщин и молодежи на рынке труда Республики Татарстан. Содействуют совершенствованию системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных учреждений. Проводят согласованную политику по вопросу социально-трудовой адаптации молодежи.

    6.4. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни и способствуют проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и других).

    6.5. Способствуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также проведению региональных спортивных соревнований среди молодежи по массовым видам спорта.

    6.6. Осуществляют социально-экономическую поддержку молодых семей. Способствуют решению жилищных проблем молодежи в соответствии с законодательством.

    6.7. Создают условия для социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

    6.8. Способствуют созданию и деятельности общественных, женских, молодежных организаций (комитетов, советов), комиссий по охране материнства и детства по вопросам гендерного равенства в социально-трудовой сфере.

    6.9. Способствуют увеличению представительства женщин и молодежи в органах исполнительной, законодательной власти всех уровней, в органах объединений профсоюзов и работодателей.

    6.10. Способствуют поддержанию инфраструктуры учреждений семейного и детского отдыха.

    6.11. Рассматривают на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, касающиеся работы с молодежью и мер правовой и социальной защиты молодежи, женщин.

    6.12. Способствуют установлению в коллективных договорах оплаты свободного времени или свободного дня, предоставляемого женщинам, имеющим детей в возрасте до 16 лет, согласно постановлению Совета Министров Татарской ССР от 14.06.1991 № 261 «О дополнительных мерах по социальной поддержке материнства и детства в Татарской ССР» в размере не менее 50 процентов тарифной ставки (оклада).

    Профсоюзы:

    6.13. Принимают меры по защите трудовых прав и социально-экономических интересов молодежи, женщин.

    6.14. Вовлекают молодежь в ряды членов профсоюзов, способствуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи. В целях мотивации профсоюзного членства проводят конкурсы агитбригад.

    6.15. В целях повышения правовых и экономических знаний проводят обучение лидеров молодежного профсоюзного движения, молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и по другим социально-экономическим вопросам на ежемесячных семинарах в Учебно-исследо-вательском центре профсоюзов Республики Татарстан и Школе молодого профсоюзного лидера.

    6.16. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях при ведении переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.

    6.17. Способствуют через соглашения и коллективные договоры обеспечению гарантий и расширению прав молодежи и женщин на обучение, занятость, достойную заработную плату, участие в управлении производством.

    6.18. Способствуют организации трудового соперничества среди молодежи. Проводят следующие конкурсы: «Лучший молодежный профсоюзный лидер», «Лучшая агитбригада», «Детский рисунок и плакат», конкурсы профессионального мастерства и другие.

    6.19. Создают в организациях советы (комиссии, комитеты) по работе с молодежью.

    6.20. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи.

    6.21. Разрабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов профсоюзов, добившихся высоких показателей в труде и учебе, учреждают стипендии лучшим студентам Академии труда и социальных отношений.

    6.22. Участвуют в реализации Концепции гендерной политики Федерации Независимых Профсоюзов России. Обучают профсоюзные кадры основам гендерного подхода в социально-трудовых отношениях.

    6.23. Способствуют реализации гендерного равенства в сфере оплаты труда, при приеме на работу, назначении на руководящие должности.

    6.24. Организуют на базе профсоюзных санаториев и оздоровительных лагерей отдых и оздоровление детей и подростков, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, попечителей и опекунов, а также санаторно-курортное долечивание (реабилитацию) работающих граждан по ряду заболеваний после стационарного лечения и операций.

    Работодатели:

    6.25. Заключают при необходимости договоры о сотрудничестве с учрежде-ниями профессионального образования в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, организации прохождения производственной практики для учащихся и студентов, стажировки педагогов и мастеров, предусматривающие в том числе обязательства по стимулированию инженерно-педагогического персонала и учащихся профильных учреждений профессионального образования, участие в софинансировании развития материально-технического оснащения учреждений профессионального образования.

    6.26. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по работе с молодежью, в том числе меры, направленные на социальную защиту молодежи. При наличии финансовой возможности предусматривают единовременные денежные выплаты или иные меры стимулирования поступающих на работу впервые выпускников учреждений профессионального образования, возможность повышения квалификации и дальнейшего обучения, получения льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежных компенсаций на наем жилья и содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплату путевок в детские оздоровительные лагеря.

    6.27. Проводят Дни открытых дверей, экскурсии в организации с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.

    6.28. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначения на руководящие должности, при приеме на работу.

    6.29. Предусматривают в коллективных договорах меры по:

    профессиональному росту работающих женщин, а также профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности, в том числе связанные с рождением и уходом за ребенком;

    социальной защите женщин, беременных женщин в сфере предоставления безопасных условий труда, по снижению норм выработки (обслуживания) или переводу на другую работу, исключению воздействия неблагоприятных факторов производства, применению гибких графиков работы, сокращению рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы и другие.

    Правительство:

    6.30. Способствует осуществлению государственной финансовой поддержки молодых специалистов в бюджетной сфере в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

    6.31. Оказывает меры социальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Разрабатывает и реализует мероприятия по строительству жилья для молодых семей в рамках действующих жилищных программ.

    6.32. Способствует эффективному трудоустройству безработной молодежи и женщин.

    6.33. Содействует созданию условий для формирования здорового образа жизни, охраны здоровья, осуществления профилактики социально негативных явлений в молодежной среде.

    6.34. Разрабатывает программу организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодежи, считая в качестве приоритетных направлений отдых в загородных оздоровительных лагерях, круглогодичных санаторно-курортных оздоровительных лагерях, санаторно-курортное лечение и оздоровление больных детей.

    6.35. Совместно с муниципальными образованиями Республики Татарстан принимает меры по сохранению и расширению сети детских дошкольных образовательных учреждений, ликвидации очередности в детские сады, повышению охвата детей дошкольным образованием.

VII. Развитие социального партнерства

    В целях повышения эффективности взаимодействия социальных партнеров, развития гражданского общества и системы социального партнерства на основе взаимной ответственности и реализации достигнутых договоренностей:

    Стороны:

    7.1. Оказывают необходимую организационную и методическую помощь субъектам социального партнерства и их представителям при заключении соглашений и коллективных договоров и их уведомительной регистрации.

    7.2. Способствуют развитию социального партнерства на уровне муниципальных образований Республики Татарстан, заключению отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений. Предлагают органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов формировать трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и заключать территориальные соглашения.

    7.3. Содействуют расширению числа работодателей, являющихся членами регионального, отраслевых объединений работодателей, созданию территориальных объединений работодателей, первичных профсоюзных организаций.

    7.4. Принимают меры по включению в соответствующие разделы соглашений и коллективных договоров норм Республиканского стандарта «О социальной ответственности», одобренного решением Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 20.10.2010.

    7.5. Анализируют состояние и развитие социального партнерства в сфере труда, проводят совещания, семинары, конференции, заседания «круглых столов» и другие мероприятия в целях совершенствования механизма социального партнерства.

    7.6. Принимают меры по предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров.

    Профсоюзы:

    7.7. Инициируют заключение республиканского, отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров. Способствуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании. Обеспечивают экспертизу проектов коллективных договоров.

    7.8. Организуют работу городских и районных координационных советов профсоюзных организаций по заключению отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений и коллективных договоров и контролю за их исполнением.

    7.9. Оказывают юридическую помощь членам профсоюзов в отстаивании трудовых прав и социальных гарантий.

    7.10. Способствуют созданию в организациях комиссий по трудовым спорам и их эффективной деятельности.

    7.11. Обеспечивают укрепление правовых служб на уровне республиканских отраслевых комитетов, координационных советов и первичных профсоюзных организаций.

    7.12. Осуществляют правоприменительную практику в защите трудовых прав работников на основе обращений в комиссии по трудовым спорам, Государственную инспекцию труда в Республике Татарстан, судебные органы и органы прокуратуры.

    7.13. Обеспечивают взаимодействие с Прокуратурой Республики Татарстан, Государственной инспекцией труда в Республике Татарстан на основе отдельных соглашений.

    7.14. Способствуют заключению коллективных договоров, в том числе в организациях малого и среднего бизнеса.

    7.15. Организуют обучение членов профсоюзов основам социального партнерства на отраслевом и территориальном уровнях, в том числе через Учебно-исследо-вательский центр профсоюзов Республики Татарстан и Школу профсоюзного актива.

    7.16. Изучают и используют опыт профсоюзных организаций регионов Российской Федерации в сфере социального партнерства.

    7.17. Проводят республиканский конкурс «Лучший коллективный договор».

    7.18. Обеспечивают информационное сопровождение вопросов социального партнерства в средствах массовой информации и на профсоюзных сайтах.

    Работодатели:

    7.19. Принимают меры по расширению числа работодателей, присоединившихся к настоящему Соглашению, регулярно рассматривают ход выполнения обязательств, принятых членами объединений работодателей в его рамках. О принимаемых мерах информируют Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

    7.20. Способствуют заключению соглашений и коллективных договоров в организациях всех форм собственности в рамках действующего законодательства.

    7.21. Создают условия для обеспечения уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.

    7.22. Рассматривают возможность включения в соглашения и коллективные договоры обязательств о:

    выделении средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов;

    предоставлении неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней времени для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.

    7.23. Участвуют в продвижении и распространении лучшей практики российских и зарубежных компаний в сфере корпоративной социальной ответственности, этических стандартов бизнеса.

    Правительство:

    7.24. Обеспечивает в установленном порядке деятельность Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    7.25. Обеспечивает возможность участия представителей Сторон в работе комиссий и рабочих групп по социально-трудовым вопросам.

    7.26. Информирует в установленном порядке Стороны по вопросам, касающимся социально-трудовых отношений.

    7.27. Координирует вопросы развития социального партнерства в сфере труда на отраслевом и территориальном уровнях, способствует в пределах своих полномочий созданию объединений работодателей и первичных профсоюзных организаций.

    7.28. Обеспечивает в установленном законодательством порядке регистрацию коллективных договоров организаций, отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, осуществление контроля за их выполнением.

    7.29. Учитывает мнение Сторон при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социально-трудовой сферы.

    7.30. Проводит встречи с профсоюзным активом и работодателями Республики Татарстан для консультирования и информирования по интересующим Стороны вопросам.

VIII. Порядок организации и контроля выполнения соглашения

    Стороны:

    8.1. Рассматривают не менее двух раз в год выполнение обязательств настоящего Соглашения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ее рабочих групп, основываясь на изменении ситуации в экономике Республики Татарстан, индикаторах, приведенных в приложении к настоящему Соглашению, и информации, представленной Сторонами. Оценивают выполнение своих обязательств и эффективность социального партнерства в Республике Татарстан согласно индикаторам, представленным в приложении к настоящему Соглашению.

    8.2. Организовывают освещение вопросов социального партнерства, хода выполнения настоящего Соглашения, работы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в республиканских и муниципальных средствах массовой информации, на официальных сайтах Сторон в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    8.3. В соответствии с тематикой работы Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Основными социально-экономическими индикаторами уровня жизни населения Республики Татарстан на 2013–2014 годы, приведенными в приложении, являющемся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, Комитет Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу обеспечивает Стороны соответствующими информационно-статистическими материалами.

IX. Заключительные положения

    9.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2013 года и действует по 31 декабря 2014 года.

    9.2. Текст Соглашения публикуется в газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан», размещается на официальных сайтах Сторон в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    9.3. Дополнения и изменения в настоящее Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон в порядке, предусмотренном для заключения настоящего Соглашения.

    9.4. Действие настоящего Соглашения распространяется на объединения работодателей и профсоюзов, которые уполномочили Стороны разработать и подписать настоящее Соглашение, и работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Татарстан и не заявивших письменно о своем несогласии с его содержанием в Республиканскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений в течение 30 календарных дней со дня его официального опубликования.

    9.5. В случае реорганизации или ликвидации Сторон настоящее Соглашение имеет силу на весь период, на который оно было заключено, и ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников.

    9.6. Споры, возникающие между Сторонами в связи с толкованием и применением настоящего Соглашения, разрешаются путем взаимных консультаций и переговоров.

    9.7. Контроль за исполнением условий настоящего Соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.

    9.8. Стороны в соответствии с законодательством и (или) со своими уставами несут ответственность за уклонение от участия в переговорах, за нарушение или невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязательств по настоящему Соглашению, непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за исполнением настоящего Соглашения.

    9.9. При невыполнении обязательств по настоящему Соглашению по причинам, признанным Сторонами уважительными, принимаются дополнительные согласованные меры по обеспечению выполнения этих обязательств.

    9.10. Стороны договорились о проведении в III квартале 2014 года переговоров по заключению соглашения на последующий период или о возможном продлении срока действия настоящего Соглашения.

    9.11. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

    Совершено в г. Казани 24 ноября 2012 года.

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш. Халиков

Председатель
Федерации профсоюзов
Республики Татарстан
Т.П. Водопьянова

Председатель
Координационного совета
объединений работодателей
Республики Татарстан
А.П. Лаврентьев

 

Приложение
к Республиканскому соглашению
между Федерацией профсоюзов
Республики Татарстан,
Координационным советом
объединений работодателей
Республики Татарстан,
Кабинетом Министров
Республики Татарстан
о проведении социально-экономической
политики и развитии
социального партнерства
на 2013–2014 годы

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ
уровня жизни населения Республики Татарстан на 2013–2014 годы1

№ п/пНаименование индикатораЗначение индикатора
2013 год (прогноз)2014 год (прогноз)
1234
1.Объем внутреннего регионального продукта на душу населения, тыс.рублей, не менее404,0458,0
2.Индекс потребительских цен, в % к декабрю предыду-щего года, не более105,5105,0
3.Индекс промышленного производства, в % к предыдущему году, не менее105,6106,3
4.Расходы консолидированного бюджета Республики Татарстан на социально-культурную сферу, млрд.рублей, не менее98,496,9
5.Расходы на организацию санаторно-курортного лечения работников бюджетной сферы, млн. рублей, не менее106,8112,14
6.Численность работников, занятых в экономике, тыс. человек, не менее1823,41825,0
7.Уровень регистрируемой безработицы, %, не более1,541,52
8.Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году, не менее110,3114,3
9.Денежные доходы на душу населения (в среднем за месяц), рублей, не менее27 250,032 760,0
10.Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, в %, не более8,18,0
11.Среднемесячная заработная плата (в среднем за год), рублей, не менее27 500,033 000,0
12.Реальная заработная плата, в % к предыдущему году, не менее110,1114,1
13.Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс.кв.метров,2321,02555,0
в % к предыдущему году, не менее93,6110,1
14.Удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, в том числе женщин, в %, не более28,2528,2
15.Число пострадавших на производстве, человек на 1000 работающих, не более1,481,46
16.Коэффициент естественного прироста населения, на 1000 человек населения, не менее1,251,4

 
________________________
    Основные социально-экономические индикаторы уровня жизни населения Республики Татарстан на 2013–2014 годы по решению Республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут быть уточнены с учетом сценарных условий развития российской экономики, разрабатываемых Министерством экономического развития Российской Федерации, и итогов социально-экономического развития Республики Татарстан.